Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 



  Популярное





»

    Фельетон о философствующих мракобесах

    Труженикам оккультного дискурса — наш скептический привет!

    Фельетон о философствующих мракобесах

    Мой фельетон, посвященный «сборнику научных трудов» под названием «Знание и вера в философском дискурсе», не понравился в ИНИОНе РАН. 18 мая появилась гневная отповедь, адресованная «Илье Смирнову, главному редактору журнала “Скепсис”». 20 мая меня из главных редакторов разжаловали, но эпизод очень характерен для исследовательских методов, практикуемых институтом.

    Копии обоих вариантов сохранены.

    Далее — по существу претензий.

    На самом деле, ожидал большего. К сожалению, работники дискурса всем отделом осилили только вводный абзац рецензии. И ход мысли у них забавный. Оспариваются две коротенькие цитаты на тему, что есть образование.

    Только две!

    Значит, по всем остальным фрагментам из книги — а их три десятка! — претензий у отдела философии НЕТ.

    Спасибо за доверие.

    Теперь по этим двум цитатам. «Ввиду нарушения элементарных правил цитирования и научной порядочности» я их якобы приписал сотрудникам ИНИОНа. А они сами такого не утверждали. Всего лишь воспроизвели чужие мнения.

    Но я почтенным философам чужого не приписывал.

    Они, слава богу, довольно «самовыразились» от собственного лица (в рецензии, кстати, особо отмечены фрагменты предисловия, подписанного членами редакционной коллегии. Выдающиеся фрагменты. Перечитайте, не пожалеете).

    Что касается взгляда на обучение как на разновидность покаяния и «обретения веры». В том-то, господа, и цимес, что приверженцев этой точки зрения в ИНИОНовском сборнике не просто цитируют!

    Они представлены как СПЕЦИАЛИСТЫ, их взгляды как НАУЧНЫЕ, а собрания — как академические КОНФЕРЕНЦИИ.

    Начальник Отдела философии ИНИОН РАН Георгий Хлебников возражает мне так:

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Знание и вера в философии

    Марина Тимашева: Увидев в руках Ильи Смирнова «сборник научных трудов» под названием «Знание и вера в философском дискурсе», я за него обрадовалась, тем более, прямо на обложке обозначено: «Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук». Ну, и как, удалось обогатиться «научной информацией»?

    Илья Смирнов: Знаете, Марина, «когда человек открывает книгу и начинает ее изучать, то самое главное, чтобы он делал это ради получения веры. Это должно быть его основное требование к учебе» (185), и вообще обучение «может рассматриваться как частный случай покаяния»(25). Я не издеваюсь, я «сборник научных трудов» цитирую. И сам каюсь чистосердечно, в духе «соборности» и «софийности».

    Марина Тимашева: Это как — каяться в духе софийности?

    Илья Смирнов: Ну, «дух соборности, … по сути, есть русская идея»(14). А насчет софийности, как бы её выразить попросту? «В однородном семантическом поле обретается смысловое ядро — софиология»(129).

    Марина Тимашева: А в переводе на русский?

    Илья Смирнов: «Русскую идею» излагать по-русски? Ну, у Вас и запросы. Ладно. Делюсь конкретной информацией по общественным наукам. Вот первая же страница, предисловие от ученых сотрудников.

    «К религиозной вере мы всё еще относимся по-советски. Яркий пример тому — недавнее (2008 г.) письмо академиков РАН, в котором православие предавалось анафеме»(4).

    Марина Тимашева: Я абсолютно не помню, чтобы существовало в природе такое письмо.

    Илья Смирнов: Наверное, имелось в виду так называемое Письмо десяти академиков В.В. Путину. Вообще-то оно 2007 года. И излагаются там не «анафемы», а конкретные соображения по поводу образования: «Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира».

    Почувствуйте разницу.

    Ну, и дальше не менее достоверная и где-то даже сенсационная «информация по общественным наукам». Вы слышали, например, о «снятии запрета на промискуитетные браки»?(7). Это один из признаков повреждения нравов в «сорвавшейся с цепи научно-технической цивилизации»(126).

    Марина Тимашева: А что это такое — «промискуитетные браки»?

    Илья Смирнов: Вот и я думаю, что бы это могло быть, если согласно словарю, промискуитет — это
    Просмотров: | Комментариев: 1

    Физики рано или поздно поймают "частицу Бога"

    Виктор ПОСПЕЛОВ

    Физики сделали пугающее открытие

      Лента.ру

    07 апреля, 07:14 |

     

     

     

    Американские физики, работающие с ускорителем частиц "Теватрон" в Национальной лаборатории им. Энрико Ферми, готовы объявить о сенсационном открытии. Возможно, им удалось обнаружить новую элементарную частицу или даже новый вид физического взаимодействия, пишет The New York Times.

    Ученые наблюдали за столкновением протонов и антипротонов, в результате которых рождаются другие частицы. Их интересовали данные об образовании W-бозонов – элементарных частиц, которые переносят слабое взаимодействие, являющееся одним из четырех фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого.

    В ходе исследования столкновений пучков обнаружился значительный переизбыток энергии при значении 144 млрд электронвольт. Это может быть либо свидетельством существования неизвестной ранее частицы (исследователи подчеркивают, что это не бозон Хиггса), либо, что еще более захватывающе, было обнаружено проявление нового вида взаимодействия частиц. В таком случае можно будет говорить об открытии пятого типа фундаментального физического взаимодействия.

    "Никто не знает, в чем причина подобных явлений. Если их удастся доказать, это будет самым значительным открытием в физике за последние 50 лет", – заявил один из сотрудников лаборатории Кристофер Хилл. "Мы были сильно взволнованы этой возможностью, но в то же время относимся к ней чрезвычайно осторожно. Это настолько важно, что почти пугает нас, так что мы рассматриваем все возможные альтернативные объяснения", – отметил, в свою очередь, руководитель проекта Джованни Пунци.

    Существование бозона Хиггса было предсказано в 1960 г. Питером Хиггсом в рамках так называемой "стандартной модели", которая описывает в физике элементарных частиц их взаимодействие между собой. Бозон остается последней до сих пор не найденной частицей этой модели, за что и получил свое прозвище – "частица бога". Если его так и не найдут, теория Хиггса будет отвергнута и стандартную модель придется пересматривать.

    В настоящее время поиском "частицы Бога" занимается Большой адронный коллайдер. "Теватрон", расположенный неподалеку от Чикаго, является предшественником и главным конкурентом БАК. За 27 лет работы ускорителя был сделан ряд важных открытий, однако сейчас эксперименты на нем приостановлены из-за попадания молнии. А на осень 2011 г. запланирована окончательная остановка "Теватрона" из-за недостатка финансирования.

     

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Десяток несбывшихся концов света

    ТОП-10 несбывшихся концов света

    20 мая, 14:12

    ТЕХНО Bigmir)net составил своеобразный хит-парад несостоявшихся концов света.

    89-летний американский проповедник Гарольд Кемпинг назначил конец света на 21 мая 2011 года. По его словам,  в указанный день человечество увидит Второе пришествие Христа.

    По этому поводу ТЕХНО Bigmir)net решил опубликовать ТОП-10 концов света, которым не суждено было состояться.

    10 место

    Самый первый христианский конец света назначили на дату кончины последнего апостола. Им был Иоанн — единственный, кто умер своей смертью. Перед уходом в мир иной он написал Откровение, в котором красочно описал весь процесс уничтожения человечества. Но даты не указал, потому первые христиане начали гадать о времени Второго пришествия, несмотря на четкое указание другого апостола, Марка: «о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».

    Спустя пару десятков лет после смерти Иоанна, один из ревностных христиан по имени Монтан вычислил дату Второго пришествия. По его мнению, Христос спустится с небес в 156 году.
    Дальнейшая судьба этого «проповедника» неизвестна. Возможно, он по очереди подставлял то левую, то правую щеку под удары разгневанных собратьев.

    9 место

    666 год. Куда без этого числа зверя? Христиане ждали конца света на протяжении года. Но Апокалипсис так и не наступил. Тогда решили ждать 999 года. И тогда он не наступил. Затем 1666. В этот год люди массово продавали имущество, отдавали деньги нищим или церкви, уходили в монастыри отмаливать грехи. А в Англии некий пророк пугал всех великим пожаром, очищающим Землю. Прекратить беспорядки удалось, только арестовав незадачливого прорицателя.

    Задел 1666 год и Россию. Судя по всему, к этой дате были «приурочены» преобразования Никона и Раскол Православной церкви.

    Представляем, как резко опустели божие дома в 1667. Христиане вздохнули спокойно и решили, что уж точно пришествие наступит в 1999 году. Но, как выяснилось, в конце ХХ-го века и так хватало предсказаний по поводу конца мироздания.

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Структура Всесвіту

     

     

    Ковтун О.О

    студент КПІ,  групи ДА-92

    Структура Всесвіту

    До недавнього часу вважалося, що у масштабах Всесвіту життя є лише на нашій ріднесенькій нам Землі. Це випливало, по-перше з того, що  планети вважалися надто рідкісним, майже неможливим, явищем у Всесвіті. По-друге, можливість існування планет придатних до життя, як-от Землі, вважалось ще більш малоймовірним. Мало того, навіть, якщо такі планети навколо деяких зірок і існують, то і в такому випадку життя на таких планетах можливо є, а скоріше – немає. Такі погляді особливо підтримувалися і пропагувалися церковниками та теологічно мислячими вченими. А такі вчені були в минулому, є зараз і будуть в найближчому майбутньому. Але про це варто вести окрему розмову. А ми повернемося до теми нашого дослідження.

    Протягом останнього десятиліття вчені відкрили, побачили і показали картинки наявних планет навколо найближчих до нас зірок в радіусі всього десятків світлових років. Мало того, серед побачених планет є такі, що з багатьох параметрів їх складу та розмірів близькі до нашої Землі.

    Виходячи з того, що в нашій Галактиці  («Чумацький шлях», «Молочний шлях») нараховується від 200 до 400 мільярдів зірок, планети, за підрахунками астрономів і космологів,  існують мінімум одна серед 10 тисяч зірок, а серед останніх на кожних 10 тисяч є подібна до нашої Землі, та якщо уявити собі, що на подібних Землі планетах лише на одній з 10 тисяч появилося життя, то в нашій Галактиці зараз є від 200 до 400 мільйонів заселених живими істотами планет. А спираючись на еволюційне вчення можна сказати, що якщо там є життя, то воно еволюціонує, розвивається і бодай на одній з 10 тисяч заповнених життям планет появилися розумі, подібно до людини, істоти. Тоді виходить, що принаймні на 20 до 40 мільйонів планет нашої Галактики  існують гомініди – тварини з роду мавпоподібних. Підемо далі. Якщо допустити, що лише на одній з 10 тисяч планет заселених гомінідами появилися істоти типу Homo Sapiens Sapiens (Людина розумна розумна),  то їх не творив ніякий бог. Все і скрізь відбувалося природним чином. А якщо, міркуючи по-богословському і по-біблійному, він створив їх, то вони там,  «на пыльных тропинках далёких планет», теж «согрішили перед богом»: обікрали райський сад, чи перестали вірити в його  існування і бог проклав їх смертю та пекельними муками.

    На нашу планету, згідно попівським теревеням, «спасати» людей від гріха прокляття, смерті і вічних пекельних страждань прийшов син бога Ісус Христос. Він своїми стражданнями, розп’яттям і смертю на хресті  «викупив» нас від «гріха, прокляття, смерті і вічних пекельних мук». Виникає природне  і одночасно богословське запитання:  «А на решту 200 чи 400 тисяч населених розумними істотами планет теж приходив Христос спасати їх від «гріха прокляття і смерті»?  Якщо приходив, то його і там розпинали на хресті? А якщо він туди не приходив і його там не розпинали, то чому він прийшов на нашу Землю? Для чого від дав себе тут розіп’яти? Чому він не полишив нашу Земля та її людей  в спокої, як то поступив з рештою «людей Галактики?»...

    Як бачимо, наукові відкриття стосовно структури Всесвіту викидають якогось Господа  Бога зі Всесвіту, а духівництво всіх релігій залишає біля розбитого богословського корита.

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Німецька класична філософія

    1.  
      1. Місце німецької філософії кінця XVIII - XIX століття в історії філософської думки.

    З кінця XVIII століття стало очевидним те, що існуюча філософія (філософія Нового часу) вже себе вичерпала. Вона вже не могла ні світоглядно узагальнити досягнутий рівень людського пізнання, ні служити основою подальшого розвитку наукових знань. Наука цього часу вже переступила рамки механістичних поглядів на світ Декарта, Лейбніца, Ньютона. Наука на практиці показала діалектичну суперечність дійсності, її постійну мінливість. А її пізнання залишалося метафізичним. Філософськи узагальнити стан і рівень досягнутого наукою осягнення світу й тим самим відкрити дорогу новим, небаченим в історії людства науковим відкриттям у всіх областях знання лягло на плечі німецьких філософів.

    Німецька філософія кінця XVIII - середини XIX століть займає виключно важливе місце в історії розвитку філософської думки. Це положення можна уподібнити положенню грецької філософії в античному світі. Фрідріх Енгельс, а за ним і весь марксизм і абсолютна більшість дослідників і філософів вважають цю філософію класичною. Така назва німецької філософії кінця XVIII - середини XIX століть сповна виправдана 

    1. В  якому сенсі німецька філософія кінця XVIII - середини XIX століть вважається класичною?

     Німецька філософія кінця XVIII - середини XIX століть, по-перше, є вершиною світової філософської думки, оскільки в ній філософія показала себе в її високому, «найчистішому» вигляді: вона, по словах Гегеля, засобами руху лише світоглядних категорій показала нам світ і наше місце в цьому світі. Вона, по-друге, дала нам повну й закінчену систему вирішення всіх світоглядних проблем. Німецька філософія кінця XVIII - середини XIX століть стала вищим рівнем і в той час завершенням розвитку античної, а звідси - і власне європейської філософської думки. Вона розв'язала всі проблеми й таким чином, які були початі ще в умовах культури античності.

    Узагальнюючи, слід сказати: німецька класична філософія є не лише вищим рівнем, але й завершенням розвитку європейської філософської думки. Це зовсім не означає, що розвиток філософської думки закінчується німецькою класичною філософією. Зовсім не так! Як не може зупинитися розвиток вмісту нашого світогляду й наше місце на цьому світі, так саме не може зупинитися розвиток філософської думки народами ще існуючої європейської культури. Але все таки, слід визнати, що після німецької класичної філософії європейська філософія, філософія європейських народів, виходить за рамки власне європейських народів і починає розвиватися у світовому масштабі, це по-перше, а по-друге - усередині самої європейської культури починає розвиватися окрім традиційно античних, також на основах колись не властивих і, останнім часом, ворожих духу й основам античної філософії.

     

    г. Особисто я іншим джерелом і передумовою німецької класичної філософії назвавши би німецьку мову, яка своїм словарним запасом, своєю гнучкістю і необмеженою здібністю до створення все нових і нових зрозумілих німцеві понять, своєю конструкцією пропозицій у найбільшій мірі пристосована до викладу філософській думки і до самого філософствування. Мова філософських творів для тих, що не знають німецької мови, звичайно, важка; викладені нею думки не завжди піддаються легкому викладу іншими мовами. Не випадково, коли молодий французький філософ-початківець Огюст Конт, майбутній засновник філософії позитивізму, письмово попросив Гегеля коротко викласти особисто для нього суть своєї філософії коротко, загальнодоступно й французькою, класик німецької філософії відповів: «На жаль, моєї філософії не можна викласти ні коротко, ні загальнодоступно, ні, тим більше, французькою».

    д. І нарешті, джерелом німецької класичної філософії був безперечний талант і величезна працьовитість самих філософів. Усі вони досконало й творчо засвоїли досягнення всієї передуючої їм європейської філософської думки, рухалися в руслі багатої вітчизняної спадщини філософів Нового часу: Лейбніца, Хрістіана Вольфа (1679 - 1754), Олександра Готліба Баумгартена (1714-1762). Будучи німцями, будучи класиками німецької класичної філософії, вони й творили на високому рівні європейської світової філософської думки і повністю належали до неї.

    До представників Німецької класичної філософії належати: Еммануїл Кант, Іоганн Готліб Фіхте(1762-1814), Фрідріх Вільгельм Йосиф Шеллінг (1775 - 1854), Георг Вільгельм Фрідріх Гегель (1770 - 1830), Людвіг Андреас Фейєрбах (1804 - 1872) і Карл Маркс (1818 - 1882). На розгляді їх філософської творчості, зокрема - в області теорії пізнання, ми й зупинимося.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Філософія Середньовіччя

     

    1.3 Середньовіччя - це період неподільного панування феодалізму, кріпосницького ладу. Середньовіччя - це також час неподільного панування християнської релігії на європейському континенті. Ось ці дві особливості і два фактори - феодалізм і християнство - зумовили собою зміст, стан і соціальне місце філософії періоду Середньовіччя.

    1.4 Ми вже знаємо, що весь духовний світ широких верств населення в історичному минулому спирався і виростав на ґрунті світогляду релігійного. На початку нашої ери Римська імперія і релігія її населення потрапили в глибоку кризу. Християнство того часу було одночасно і відображенням релігійної кризи, і виходом з неї.

    Християнство було якісним стрибком вперед; стало принципово новим етапом в історії розвитку релігії. Замість віри в багатьох богів (політеїзм) воно запропонувало віру в єдиного Бога (монотеїзм); замість повсюдно національних релігій воно запропонувало людству світову, космополітичну релігію. Будучи новою релігією, християнство могло встояти і утвердитися у своїй якості тільки в тому випадку, якщо воно буде рішуче і всебічно заперечувати - хоча б на початкових етапах свого існування - несумісні з ним якості греко-римського світу.

    У силу зазначених причин християнство розірвало ланцюг спадкоємності в розвитку всієї культури людства. Ряд відомих дослідників, серед яких знаходиться чимала кількість богословів - вважають, що християнство на 1000 років загальмувало соціальний і культурний прогрес людства. Це стало результатом того, що християнство знищило всю античну культуру, як культуру язичницьку, як культуру антихристиянську. Християни зруйнували грецькі храми, звалили статуї богів; заборонили театри, спортивні змагання; спалили книгосховища, в тому числі - знамениту Олександрійську бібліотеку. Разом з античною культурою була знищена і антична філософія. Декретом святого і христолюбивого візантійського імператора Юстиніана остання антична школа неоплатонізму в Афінах була ліквідована в 529 році.

    Просмотров: | Комментариев: 1

    О философии марксизма-ленинизма

    Сталин И.В.

    Чтобы оценить громадное значение книги «Материализм и эмпириоритицизм» Ленина в истории нашей партии и понять – какое теоретическое богатство отстоял Ленин против всех и всяких ревизионистов и перерожденцев периода столыпинской реакции, необходимо, хотя бы коротко, познакомиться с основами диалектического и исторического материализма.

    Это тем более необходимо, что диалектический и исторический материализм составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии, а знание этих основ и, значит, их усвоение является обязанностью каждого активного деятеля нашей партии.

    Итак:
    1) Что такое диалектический материализм?
    2) Что такое исторический материализм? [c.99]

    2. О диалектическом и историческом материализме

    Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлении является диалектическим, а его истолкование [c.99] явлений природы, его понимание явлении природы, его теория – материалистической.

    Исторический материализм есть распространение положении диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.

    Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса
    Просмотров: | Комментариев: 2

    Философия конца 19-го и всего 20 столетия

     Упадок философской мысли в конце 19 – начала 20 столетия.

    После немецкой классической философии европейская философская мысль измельчалась. Философы конца 19 и всего 20 столетия уже не претендовали на освещение всех прооблем философии в свете новых исторических реалий. Зачастую и особой новизны у этих философов не видно. Нельзя сказать, чтобы философов в это время стало меньше. Нет, их было и есть достаточно много. Но именно по причине множественности и их близости к нам трудно определить вклад каждого из них в развитие философской мысли; из-за отсутствия оригинальности трудно не спутать одного с другим;  из-за их всеядности трудно причислить каждого из них к какому-то одному, четко определенному, направлению или философской школе.

    Конечно, много философов с конца 19 столетия и до настоящего времени  сумели выдвинуть невиданные в прошлом концепции, но эти концепции на фоне общей истории философской мысли носили какой-то странный характер. Одни их них, например, всем и вся “доказывали”, что окружающий нас мир является не чем иным, как только продуктом нашей воли и представления (Артур Шопенгауэр, 1788-1860, и единицы его эпигонов); другие,  что философия – это не что иное, как жизненные порыв (Анри Бергсон, 1859-1961); третьи, что единственно существенным для философии является решение проблемы существования, екзистенции, и смысла человеческой жизни (экзистенциализм); четвертые задачу философии видели в том, чтобы подготовить почву для  появления сверхчеловека (Ницше, 1844-1900); или в том, чтобы заменить философию эмпирическими науками (позитивисты), - и таким образом все они в той или иной форме  дружно снимали проблему гносеологиии с философского обсуждения. Кроме перечисленных, в указанное время появились не менее “популярные” философы с не менее экзотическим философским учением, среди которых можно упомянуть и  таких русских философов, как Юркевич, Соловьев, Блаватская, Бердяев, Флоренский, Сергей и Константин князья и братья Тареевы, Розанов, Лосский, Флоровский, Мережковский с Гиппиус, Булгаков и им подобные религиозные искатели и строители. Учится у них философии, в частности – гносеологии, все равно, что повернутся спиной к философским знаниям.

     

    Двадцяте століття дало нам багато філософів, розплодило багато нових філософських шкіл та гуртків. Але серед них
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Немецкая классическая философия

     

    1. Место немецкой  философии конца 18 -19  столетия

    в истории философской мысли.

    С конца 18 столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость. А её познание оставалось метафизическим. Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой  постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легло на плечи немецких философов.

    Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии в античном мире. Фридрих Энгельс, а за ним и весь марксизм и абсолютное большинство исследователей и философов считают эту философию классической. Такое название немецкой философии конца 18 - середины 19 столетия вполне оправдано.

     

    2.В каком смысле немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия считается классической?

    Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля[1], средствами движения только мировоззенческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем. Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и  собственно европейской философсокой мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, какие и как были начаты еще в условиях культуры античности.

    Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия являеется не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли.  Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Вовсе и вовсе нет! Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры. Но все же, следует признать, что после немецкой классической философии европейская философия, философия европейских народов, выходит за рамки собственно европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе, это во-первых, а во-вторых - внутри самой европейской культуры начинает развиваться кроме традиционно античных, также на основах некогда чуждым и, в последнее время, враждебных духу и основам античной философии.

     

    3. Социально-культурные условия  и источники

    Немецкой классической философии.

    а.   Если стать на позиции вульгарной социологии, которая тупо утверждает, что темпы и уровень развития духовной культуры как отдельной личности, так и всего общества зависят и обеспечиваются только состоянием и уровнем развития материального благосостояния, что "Общественное/индивидуальное сознания определяется общественным/индивидуальным бытием", то само появление немецкой классической философии следовало бы признать чудом. Но чудес ни в природе, ни в общественной жизни, ни в функционировании общественного/индивидуального сознания или духа, не бывает.  А если их )чудес) существование кем-то и где-то предполагается, то ни реальной действительности, ни изучающей эту действительность науке к ней нет никакого дела.  Феномен немецкой классической философии дает дополнительные подтверждения тому закономерному факту, что не только "Сознание зависит от бытия", не только "Бытие первично, а сознание вторично", но между сознанием/духом с одной стороны и совокупностью материального бытия -  с другой, существует не только соподчиненные отношения, но и сложные взаимоотношения, включая относительную самостоятельность первого (совокупности материальных  факторов) и второго (функционирования  духовных явлений).

    После этих необходимых оговорок обратимся к социальным условиям Германии, в недрах которой вызрела и проявила себя немецкая классическая философия.



    [1] Имеются в виду слова Гегеля о том, что "философия путем движения абстрактных категорий показывает нам необходимость становления действительности".

    Просмотров: | Комментариев: 0