Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 



  Популярное





»

    Лейбниц и Юм. Хрестоматия

    Монады и их диалектика

     


    Я считаю, что весь универсум состоит единственно из про­стых субстанций, или монад, и из их сочетаний. Эти простые субстанции суть не то, что в нас или в гениях именуется духом, а в животных — душой. ... Представить себе, чтобы в простых субстанциях и, следовательно, во всей природе содержалось нечто иное, чем это, невозможно. Совокупности [монад] суть то, что мы называем телами.

    Лейбниц Г.-В. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 539.

    ... всякая монада есть живое зеркало универсума, отражаю­щее его на свой лад. ... материя сама по себе есть не что иное, как феномен, правда вполне обоснованный и обусловленный мо­надами...

    В природе все наполнено. Существуют субстанции простые, действительно отделенные друг от друга своими действиями и беспрерывно меняющие свои отношения. Всякая простая субстан­ция, или особая монада, являющаяся ее центром и принципом единства сложной субстанции (например, животного), окружена массой, состоящей из множества других монад, образующих соб­ственное тело такой центральной монады; сообразно изменени­ям этого тела она представляет как бы некоторого рода центр вещи, находящейся вне ее

     

     


    ...Предполагать, что будущее соответствует прошлому, побуждает нас лишь привычка... И даже после того, как я в процессе опыта воспринимал множество повторяющихся действий такого рода, нет аргумента, понуждающего меня предположить, что действие будет соответствовать прошлому опыту. Силы, которые действуют на тела, совершенно неизвестны. Мы воспринимаем только свойства тех сил, которые доступны ощущениям...

    ...Руководителем в жизни является не разум, а привычка. Лишь она понуждает ум во всех случаях предполагать, что будущее соответствует прошлому...

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Философия Лейбница и Юма

    Проф. Дулуман Е.К.

    Философия Готфрида Лейбница и Давида Юма

     

     

         СОДЕРЖАНИЕ


    7. Ф
    илософия  Готфрида Лейбница
    :

    1.Жизненный путь и формирование философских взглядов.

    2.Философия  Готфрида Вильгельма Лейбница.

    3.Проблеми познания в философии Г.В.  Лейбница.

    8. Философия Давида ЮМА:

    1. Вклад Давида Юма в мировую культуру.

    2. Место Давида Юма в изучении проблем религии.

    З. Юм о государстве и роли среднего класса в нем.

    4. Теория познания Давида Юма.

     

    Хочу ещё раз обратить внимание студентов и подчеркнуть, что Лейбниц  не был связан службой в научном или учебном заведении. Официально он был только личным юристом, а затем - придворным библиотекарем, историографом и спутником знатных вельмож. В то же время он был членом ряда европейских научных учреждения, основателем и президентом Берлинской и Петербургской Академий Наук. А свои философские и научные труды выполнены им по собственному желанию и начинанию, без какого бы то ни было принуждения или обязанностей. Он - один из ярких примеров selfmaking man - человека, который создал сам себя по своему собственному желанию.

    Лейбниц, наряду с Исааком Ньютоном, был самым выдающимся ученым своего времени. Особенно большие заслуги ученого в области Логики, Математики и Физики. Логику он обогатил Законом достаточного основания. Законам логического мышления он пытался придать  математическое совершенство, чтобы, таким образом, истину можно было ... вычислить. С этой точки зрения Лейбница можно считать родоначальником современной математической логики,  без учета достижений которой не может развиваться ни современные естественные науки, ни современная педагогика. Лейбниц - создатель современной дифференциальной математики. Его труд "Об искусстве комбинаторики" положил начало современной Комбинаторике. Он является автором ряда изобретений и трудов с проблем физики (природа света), геологии, биологии, космологии, лингвистики, богословия... Все его начинания нашли плодотворное продолжение во многих отраслях научного знания.

     


    Научные и философские публикации автора то проходили незамеченными, то вызывали взрыв негодования, то становились объектом бурных дискуссий, то вербовали ему множество поклонников и последователей. Сам Юм к реакции читателей на свои произведения относился с юмором и достойной самокритикой. Так, первое его произведение «Трактат о человеческой природе», написанное в трёх томах на протяжении 1734 -1737 годов и вышедшее  двумя изданиями в 1739-1740 годах, прошло соврешенно незамеченным.  Потом, в своей «Автобиографии» Юм чистосердечно признавался: «Едва ли чей-нибудь литературный дебют был мене удачен, чем мой «Трактат о человеческой природе. Он вышел из печати мертворождённым, не удостоившись даже чести возбудить ропот среди фанатиков. Но, отличаясь от природы весёлым и пылким темпераментом, я очень скоро оправился от этого удара и с большим усердием продолжал мои занятия в деревне» (Давид Юм. Сочинения, том 1, Москва 1966, стр.68). Опубликованная Юмом в 1754 году «История Англии» вызвала  бурю негодования. «Признаюсь, - пишет Юм, - я был почти уверен в успехе данного сочинения. Мне казалось, что я буду единственным историком, презревшим одновременно власть, выгоду, авторитет и голос народных предрассудков; и я ожидал рукоплесканий, соответствующих моим усилиям. Но какое ужасное разочарование! Я был встречен криком неудовольствия, негодования, почти ненависти: англичане, ирландцы и шотландцы, виги и тори, церковники и сектанты, свободомыслящие и верующие, патриоты и придворные, - все соединились в порыве ярости против человека, который осмелился  оплакать судьбу Карла I и графа Стаффорда. И, что обиднее всего, после первой вспышки бешенства книга была, казалось, совсем забыта» (Там же стр. 71).

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Философия Гоббса Спинозы Локка

    Проф. Дулуман Е.К.

     

    Философия Гоббса, Спинозы, Локка

                    

     СОДЕРЖАНИЕ:

    4. Философия  Томаса Гоббса

    4.1.Жизненный путь и творчество философа.

    4.2.Гоббс о науках и философии.

    4.3.Рационализм и монизм философии Томаса Гоббса.

    4.4.Гоббс о человеке и обществе.

    4.5.Теория познания в системе философии Томаса Гоббса.

    5. Философия Бенедикта (Баруха) СПИНОЗЫ

    5.1. Жизненный путь философа

    5.2. Особенности философии Спинозы.

    5.3. Исходные основы теории познания Спинозы.

    5.4. Познаваемость внешнего мира.

    5.5.Метод познания.

    6. Философия Джона Локка:

    6.1. Место теории познания в творчестве Джона Локка.

    6.2. Нет врождённых идей!

    6.3. Три источники познания.

    6.4. Джон Локк о познании Бога.

    6.5. Tabula rasa в теории познания Джона Локка.

    6.6. Опыт внешний и внутренний в теории познания Джона Локка.

    7.7. Идеи простые и сложные в теории познания Джона Локка.

     


    Гоббс родился в семье священника и воспитывался в духе религизно-идеалистического мировоззрения, хотя, как философ, стал материалистом и убежденным атеистом. Он считал духовенство главной причиной общественных споров и невежества масс населения. Но Гоббс не отрицал тогда положительной роли религии в моральном воспитании, религии - как эффективного орудия управления верующими.
    За свою долгую, 92-х-летнюю (1588 - 1679), жизнь Томас Гоббс написал много научных и философских произведений. Основные из них были посвящены проблеме человека ("О теле", "О человеке", "О гражданине") и общества ("Бегемот", "Левиафан").

     


    Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, - читал лекции по философии
    картезианства. Но в результате в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем. Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поискам Истины и находить ее. Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира.

     

     


    Мировую культуру Джон Локк обогатил рядом важнейших научных открытий,  социально-политических  учений,  педагогических разработок. Так, он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. В годы жестоких религиозный войн он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании").

     Но  всё же наиболее значительные достижения  Джона Локка были в философском творчестве. Исследователи истории развития философской мысли единодушно называют его творцом первой завершенной философской теории познания. В своем основном философском произведении «Опыт о человеческом разуме» он пишет: «Моя цель состоит в исследовании происхождения, достоверности и  меры охвата человеческого познания» (Опыт о человеческом разуме, книга I, 1, § 2). Мы можем сказать, что эта цель была основной целью философского творчества Джона Локка.

    Просмотров: | Комментариев: 2

    Философия Ф. Бекона и Р. Декарта

    Хрестоматия по философии

    Ф.БЭКОН

    Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы их изучать, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра...

    …Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или на преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей— опыта и рассудка.

     

    Рене Декарт

    ...Высшее благо, как показывает даже и помимо света веры, один природный разум, есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть мудрость; занятие последнею и есть философия. Так как все это вполне верно, то нетрудно в том убедиться, лишь бы правильно все было выведено. Но поскольку этому убеждению противоречит опыт, показывающий, что люди, более всего занимающиеся философией, часто менее мудры и не столь правильно пользуются свои рассудком, как те, кто никогда не посвящал себя этому занятию, я желал бы здесь кратко изложить, из чего состоят те науки, которыми мы теперь обладаем, и какой ступени мудрости эти науки достигают. .

     

    Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно и гать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждение только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

    Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

    Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

    И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Философия эпохи Возрождения

    Проф. Дулуман Е.К.

    ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

     

                  3. Особенности культуры и мировоззрения

            эпохи Возрождения. 

    3.а.    Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма.

    3.б.    Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными.

     


    В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок,  на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности  Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.

    3.в.   Возрождение прославилось расцветом  Реалистического искусства,

    которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников.

    3.г.   И наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре -  Пессимизма.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Філософія доби Відродження

    Дулуман Є.К.

     

    Філософія доби Відродження

         РОЗДІЛИ ЗМІСТУ:

    1. Історичні передумови Відродження. 1

    2. Ідеологічні (духовні) передумови і фактори епохи Відродження. 2

    3. Особливості культури та світогляду доби Відродження. 3

    4. Особливості філософської думки діячів доби Відродження. 4

    5. Гуманізм. 4

    6. Гносеологічні та натурфілософські погляди. 7

    мислителів доби Відродження. 7

    7. Науки, що беруть свій початок в добі  Відродження. 10

    8. Монтень. 11

     

    3. Особливості культури та світогляду доби Відродження         

    3.а.    Середньовіччя в центр свого світогляду, як і всього духовного життя, ставило Бога, було Теоцентричним; а Відродження замість Бога в центр поставило Людину і було, як кажуть, Антропоцентричним. Звідсіль добу Відродження називають епохою Гуманізму.

    3.б.    Духовна культура мас в період Середньовіччя формувалась засобами усної проповіді церковників. Тоді панувала суцільне неписьменність громадян. Переважна більшість близьких до народу священиків сприймала релігійне вчення  від своїх освічених ієрархів та богословів на слух, оскільки самі були неписьменні. В 1445 році німецький  винахідник Йоган Гутенберг (1399 – 1468) створив друкарський станок  за допомогою якого надрукував текст Біблії. Християнська церква – католицька і православна – проклинала книгодрукування, спалювала надруковані Біблії разом з їх власниками.

    Діячі Просвіти окрім Біблії видають твори античних філософів, курси своїх лекцій, пишуть та розповсюджують національними мовами свої твори. Середні віки не випадково були названі віками неписьменності та безкультур’я. А тому Відродження на противагу Середньовіччю було названо ще епохою Просвітництва.

    3.в.   Відродження уславилось розквітом Реалістичного мистецтва, яке прийшло на заміну іконописного, умовного та містифікованого мистецтва Середньовіччя. Відродження дало людству таких геніїв живопису, як Леонардо да Вінчі, Рафаель, Микельанджело, Ботичелли; таких письменників , як Бокаччіо, Франсуа Рабле, поета Петрарку та інших неперевершених митців.

    3.г.  І, нарешті, Відродження було культурою Оптимізму в протилежність середньовічної культури – Песимізму.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Философия средневековья. Конспект лекции.

    Философия Средневековья

    (Конспект лекции)

     

     


     

    Предисловие

    История философии Средневековья и Возрождения – наиболее длительный по времени и самый бедный по содержанию период в развитии философской мысли. Он длился более тысячу лет: от начала нашей эры (будем считать - от времени возникновения христианства) и до конца XVII столетия. Это время в философской мысли ушло  сначала 1. на преодоление, уничтожение и забвение античной культуры; затем – 2. на подчинения остатков философии богословию; наконец, - 3. на Возрождение применительно к новым историческим реалиям культуры и философии Древней Греции и Древнего Рима.

    В этом заключается одна из сложностей вузовского изучения и усвоения курса по истории философии периода Средневековья и Возрождения. Приращение философских знаний в этот период было ничтожнейшее. Вырабатывались эти знания, как правило, богословами, которые к проблемам собственно философским имели косвенное отношение. Это были, несомненно, во-первых - крупнейшие богословы (Тертуллиан, Ориген, Августин Блаженный, Василий Великий, Григорий Нисский, Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скотт, кардинал Николай Кузанский, Уильям Оккам и целая когорта других), а затем только во-вторых – философы или, там, просветители. Поэтому кучи  их творений надо основательно разгребать в поисках  жемчужных зерен подлинно философской мысли.  Вот почему изучающему философскую мысль деятелей указанного периода надо, кроме всего прочего, знать богословие и стиль богословского мышления, что не каждому дано или дается не с удовольствием.

    Нельзя не сказать еще об одном затруднении при изучении философии Средневековья и Возрождения. За годы Советской власти всякая немарксистская философская мысль всячески дискредитировалась и замалчивалась. Врагом номер один философии марксизма объявлялся Идеализм и Метафизика[1]. А поскольку марксизм понимал религию, как «опиум народа» (Маркс), а богословие, - как «грубую форму идеализма» (Ленин), то отсюда в годы советской власти философскую мысль Средневековья старались не замечать, о ней поменьше говорить. В философии этого периода преподавателями марксизма отмечалось и подхватывалось только то, что в ней было или казалось антихристианским и антицерковным. А поэтому из опубликованных советских учебников, книг, брошюр и статьей можно получить о философии Средневековья и Возрождения одностороннее, до определенной меры - искаженное представление. Правда, в академических фундаментальных изданиях, таких как, например, «История философии». Том 1, издания 1940 года; в первом томе шеститомной «Истории философии» 1958 года, в монографиях восьмидесятых-девяностых годов прошлого столетия и  докторских диссертациях  этого же времени Майорова Г.Г., Гайденко В.П., Боргош Юзефа, Лосева А.Ф., Нуцибидзе, Чанышева А.Н, излагается более или менее  объективная история и содержание философии указанного периода.

    В последнее, перестроечное, время публикуется богословами и ставшими вдруг апологетами христианства нашими философами достаточное множество книг и статей, в которых всячески восхваляются и пропагандируются богословские и, как бы, философские мысли Средневековья. Это, конечно, крен вправо от левого уклона марксизма. 

    Современному студенту представляются полная возможность познакомится с подлинными мыслями деятелей Средневековья и Возрождения по их, публикуемых в настоящее время в изобилии, произведениям и в тоже время вместе с интерпретаторами посмотреть на них слева и справа.  Ведь только таким образом вырабатывается собственное философское мировоззрение, формируется профессионал по вопросам философии и религиоведения.



    [1] «Метафизика» в ее марксистском понимании как «Философия, которой чужда диалектика».

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Філософія Середньовіччя

    Проф.Дулуман Є.К. -

     

    Тема

    Філософія Середньовіччя

     

    4.1. “Середні віки” - поняття та історичні рамки.

    4.1.а.   Для вивчення та орієнтації в історії людства вчені умовно поділили саму історію на ряд періодів. Середніми віками було визначено той період в історії людства, який наступив після Античності і продовжувався до наступу Нового часу. Отже, Середні віки знаходяться поміж (посередині)  Античності та Нового часу.

    4.1.б.   За різних підходів дослідники початок Середніх віків позначають чи то роком падіння Римської імперії (476), чи то коронацією  Карла Великого (800), чи то роком першого Вселенського Собору християнської церкви (325), а його кінець - стратою англійського короля Карла І Стюарта (1649), а чи роком французької буржуазної революції (1789). Саме ж Середньовіччя поділяється на Середньовіччя раннє та Середньовіччя пізнє. До пізнього Середньовіччя відносять ще й період Відродження (Просвітництва, Гуманізму). В історії культури, а відтак і в історії філософської думки, доба Відродження розглядається як окремий історичний період. Слід тут же сказати, що між історичними періодами не існує ні  чіткої грані, ні абсолютного розмежування.  

    4.1.в.  Середні віки - це період неподільного панування феодалізму, кріпосницького ладу. Середні віки - це в той же час період неподільного панування  християнської  релігії на європейському континенті. Ось ці дві особливості і в той же час два фактори - феодалізм і християнство - зумовили собою зміст, стан та соціальне місце філософії періоду Середньовіччя.

    4.1.г.   Ми вже знаємо, що увесь духовний світ широких верст населення в історичному минулому повністю спирався і проростав на ґрунті світогляду релігійного. На початку нашої ери Римська імперія та релігія її населення потрапили в кризовий стан. Християнство за тих часів було  одноразово  відображенням релігійної кризи і  виходом з неї.

    Християнство було якісним стрибком вперед; стало принципово новим етапом в історії розвитку релігії. Замість віри в багатьох богів (політеїзму) воно запропонувало віру в єдиного Бога (монотеїзм); замість повсюдних національних релігій вона стало релігією  для всіх народів (світовою). Будучи новою релігією, християнство могло вистояти і утвердитися в своїй якості, лише рішуче і всебічно заперечивши несумісні з ним якості тогочасного греко-римського світу.

    В силу зазначених причин християнство розірвало ланцюг спадкоємності в розвитку історії всієї культури людства. За висновками цілого ряду дослідників - серед яких знаходиться чимала кількість і богословів - християнство на 1.000 років загальмувало соціальний і культурний розвиток людства. Це сталося наслідком того, що християнство знищило всю античну культуру, як культуру язичницьку, як культуру антихристиянську. Християни зруйнували грецькі храми, звалили статуї богів; заборонили театри, спортивні змагання; спалили книгосховища, в тому числі знамениту Олександрійську бібліотеку. Разом з античною культурою була знищена і антична філософія. [Декретом святого і християнолюбивого візантійського імператора Юстиніана остання антична школа платонізму в Афінах була ліквідована  в 529 році.]

     

     

     

    4.2. Взаємини християнства з філософією.

    4.2.а.   Християнство - релігія, а тому і світогляд християнства - це світогляд релігійний. А як ми вже знаємо, релігійний світогляд за рівнем свого розвитку стоїть нижче світогляду філософського. І не лише нижче. З перших же днів свого існування християнство заявило про своє вороже  ставлення до філософії.

    Творці та діячі первісного християнства протягом 1-2 століть були виключно євреями за національністю та іудаїстами за релігійними переконаннями. У створенні системи християнських вірувань (світогляду) вони виходили з окремих текстів Танаху  (Святого письма іудаїзму).
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Александрийская и Антиохийская богословские школы

    Александрийская и Антиохийская богословские школы:

    их влияние на становление

    христианского мировоззрения и философии

    Когда первоначальное христианство, пройдя полутара столетнее развитие, наконец, почувствовало себя относительно самостоятельным от иудаизма религиозным образованием и отличным от так называемого язычества религией, оно почувствовало крайнюю необходимость осознанать самое себя и привести в хоть какую-то систему свое религиозное мировоззрение. Сначала это было делом различного рода бродячих и осевших проповедников христианства: апостолов, пророков, пресвитеров, диаконов, целителей, глоссолальщиков (разговаривающих «иными» языками), епископов, толкователей и им подобных служителей Бога христианского. Со временем возникла необходимость специально подготавливать прозелитов ко крещению и принятия в общину христиан. Наметившихся овец христианства сначала зачисляли в число приближенных. Их в то время называли оглашенными, посколько им только вкратце «оглашали» христианское вероучение. В меру распространения христианства возникла необходимость квалифицированного изложения сущности христианства. Уже к концу второго столетия появляются катехизические школы или, по-другому,  школы «катехуменов» (от греческого слова «kat’echizo – оглашаю, излагаю усно), в которых учение христианства излагалось в виде ответов на вопросы. Катехизические школы существовали в городах и крупных населенных пунктах. Эти катехизические школы послужили основавой появившися в начале 3-го столетия христианских богословских школ, которые принялись за приведение в систему и аргументированное изложение сущности христианского вероучения. На протяжении 3-6 столетия в рамках христианства действовало несколько крупных и десятки мелких богословских школ. Эти школы пропагандировали различные варианты христианства и жестоко враждовали между собой, но вместе с тем своей взаимной неприязнью и в процессе взаимной борьбы способствовали постепенной выработке догматов и унификации христианского мировоззрения.

    Мы не будем сейчас анализировать сущность богословских тонкостей разногласий между христианскими богословскими школами. Остановимся только на их отношениях к философии и мерой использования философии в своем богословствовании. А именно это обстоятельство послужило началом  формирования собственно средневековой, христианской, философии.

    Значительная часть христианских богословских школ 3-4 столетия полностью отрицала значение и пользу для христианских верований философии, порицали последнюю и всячески избегала ее[1]. Среди таких следует отметить,  малоазийскую (Кападокийскую) и северо-африканскую (Карфагенскую) школы.  Другие же богословские школы старались использовать греко-римскую философию как для поднятия идеологического внешнего престижа христианства, так и для внутреннних потреб: систематизации и четкой формулировки основных положений христианского вероучения[2]. Среди таких школ доминирующее и решающее для будущего христианского вероучения  место занимали взаимно конкурирующие между собой Александрийская и Антиохийская богословские школы. Обе эти школы дружно пытались согласовать христианскую веру с разумом, догматы христианской церкви вложить в рамки философского дискурса. Бурная деятельность и непримиримая вражда между этими школами испирировала созыв шести Вселенских и десятки поместных соборов, на которых виднейшие иерахи и монашествующая братия в спорах, а нередко и на кулаках, доказывали свою правоту и утверждали истины христианской церкви, как то в классической форме было продемонстрирована в 449 году на Вселенском  Эфеском, прозванным «Разбойничьим», соборе[3].



    [1] См. подробнее: Евграф Смирнов. История христианской церкви. СПБ, 1901, стр. 108-112.

    [2] См. подробнее: Елпидинский. Общая церковная история. Вып. 1. СПБ. 1903, стр. 176-201.

    [3] См. В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви. Том 3. СПБ, 1913, стр.320-345; А. Лебедев. Вселенские соборы 4 – 5 столетия. М., 1879, стр. 220 – 225

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Т.Г. Шевченко - атеїст

    Поф. Дулуман Є.К. –

    доктор філософських наук,

    кандидат богослов’я.

     


    Світогляд Т.Г. ШЕВЧЕНКА:

    Релігія і Атеїзм

     

     

    З М І С Т:

    ВСТУП: Світогляд великих людей.

    1.Ім’я Тараса Григоровича Шевченка в ідеологічній боротьбі.

    2. Поет зневажливо ставився до церкви і попів.

    3. Біблійні сюжети в творчості Т. Г. Шевченка.

    4. Т.Г. Шевченко заперечував існування Бога.

    5. Церковники про ставлення Т. Г. ШЕВЧЕНКА  до релігії.

    6.Форми спотворення світогляду Т. Г. ШЕВЧЕНКА.

    ЗАКЛЮЧЕННЯ:  Гімн черничий.

     

    ВСТУП.

    Світогляд великих людей – це та загальна духовна опора, на якій він стоїть, з точки зору якої дивиться на світ, бачить його і зображує своє бачення нам. За змістом і ґатунком світогляд різних великих людей, як і людей звичайних,  різний, що  дає нам формальні підстави вбачати в них, великих людях, своїх однодумців та вчителів, або чужих нам та опонентів.

    Великі люди бачать дальше нас, глибше нас і краще нас. А тому ідеологи різних груп і верст населення всіляко намагаються впливових великих людей разом з їх творчістю зарахувати до своїх однодумців. При цьому їх в першу чергу цікавить не саме творчість великих людей, а  їх особистий авторитет. Проте в творчості велика людина виражає свою особистість лише опосередковано і не завжди адекватно. Так, в архітектурі чи в музиці  особистість творця виявляється меншою мірою, аніж то ми можемо побачити в творчості літературній. Іще до цього: людина, що пише церковну музику може бути зовсім не церковною; той, що пише патріотичні твори,  може виявитися зовсім не патріотом; той, що пише про насолоду випивки, не обов’язково алкоголік.

    Зовсім іншу картину ми бачимо, коли людина творить в галузі художньої летератури. Тут автор худжожних творів пише про те яе він особисто бачить світ, як він особисто ставиться до того, що він описує в своїй творчості. Тут людина, якщо говорити узагальнено,  пише про свій світогляд. Світогляд – це не лише духовна основа людини, а це – сама людина в його духовно-особистому вимірі.

     

    1. Місце Тараса Григоровича Шевченка в ідеологічній боротьбі.

    В своїй  творчості Тарас Григорович Шевченко в найбільш адекватній формі виразив самого себе; своєю творчістю найбільш адекватно виразив почуття, суспільні та індивідуальні ідеали простого роботящого українця і у порівнянні з іншими діячами української культури справив найбільший вплив на образ  духовного життя всього українського народу.  В цьому полягає головна причина того, що різних відтінків українські ідеологи  - від фашиствуючих націоналістів до безбатченків-космополітів – намагаються зарахувати Великого Кобзаря в свої однодумці і таким чином використати його авторитет в своїх  особистих і соціальних інтересах.

    Просмотров: | Комментариев: 0