Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



  Популярное





»

    Религия и социализация личности


     

    Религия среди факторов формирования социальной идентичности

    Тезисы выступления

     

    Идентичность – один из важнейший признаков признания тождественности  того или иного предмета, существа, явления с самим собой, а также с типичным представителем своего вида, группы, класса, сообщества. При определении тождественности принимаются во внимание все или самые существенные  признаки данного предмета, существа или явления. В исследовании идентификации важное значение имеет определение специфики исследововаемого и факторов процесса формирования тождественности. Понятие социальная идентичность прилагается только к обществу в целом и личности человека в частности.

    Что же такое общество  и что такое человек?

    II. 

    Общество (социум) – это объединение (коллектив) существ биологического вида Homo Sapiens Sapiens (Человек разумный-разумный) для производства, распределения и потребления (использования) предметов и средств своего существования; для воспроизводства своего рода и своего образа жизни.

    Человек – это существо (и личность) биологического вида Homo Sapiens Sapiens, которому присуще сознание и самосознание (1), который живёт в обществе (2)  и производит продукты и средства своего существования своим трудом (3).

    Оставим в стороне первый и третий из существеннейших признаков человека и остановимся только на третьем – на специфике общественной жизни человека.

    III.

    В результате длительного эволюционного развития примерно 40 тысяч лет тому назад в животном мире появился новый вид биологического существа - Homo Sapiens Sapiens, который по антрополого-биологическим показателям превосходил животный мир по объёму и топографическому (географическому)  устройству мозга, наличие которого обеспечивало ему наивысшую форму отражения действительности; прочно стоял и ходил на двух ногах, имел руку с оттопыренным пятым пальцем. У него была объемная ротовая полость с находящимся в ней небольшим языком, что позволяло тонко артикулировать звуки. Благодаря всем этому он приобрел все материальные предпосылки, позволившему ему превзойти другие биологические существа и выйти с животного мира. Выходил первобытный человек из животного мира в меру повышения производительности труда, упрочения общества и усвоения практики общественной жизни.

    IV.

    Выходу из животного мира и жизни в человеческом обществе способствовала и до настоящего время  и способствует, прежде всего, мораль.

    Находясь в животном мире, человек, как и другие животные, руководствовался инстинктами и инстинктивным усвоением совокупности накопленных в прайде (сообществе животных) элементов поведения по добыче нужных продуктов питания, защите от более сильных хищников, ритуалов собственно полового поведения. Выходя из животного мира, человек стал осознавать свое протоморальное поведение в обществе не только в силу унаследованной от животного мира манере,  но и, что особенно важно, в силу протообщественного мнения.  И настолько бывший Homo Sapiens Sapiens в своём поведении руководствовался не инстинктами, а общественным мнением, настолько он человек в подлинном смысле этого слова. Мораль стал и была и есть не только первым, но и самым главным показателем общественной жизни и главнейшим признаком идентификации человека. 

    Наиболее мощное воздействие на личность человека оказывает такой духовный фактор общественного мнения, как совесть. Ведь совесть есть не что иное, как внутренний голос общественного мнения в нас. О значении совести в жизнедеятельности человеческого общества  прекрасно говорил один из крупнейших советских учёных: философ, антрополог, этнограф, историк и политолог Юрий Иванович Семёнов (1929 – 2010). «Совесть, - писал он. - есть стержень человека. Она служит признаком человека не в меньшей степени, чем, скажем, наличие у него разума, мышления. Человек, лишенный разума, не есть человек. Это - человекоподобное животное. Человека без совести трудно назвать человеком, даже если он сохранил разум. Он в подобном случае представляет собой пусть и рационально мыслящее, но все же животное. Такой индивид - рационально мыслящий и поэтому особенно опасный зверь»[1].

     

    V.

    Первые функции морали были направлены на обуздание в сообщества Homo Sapiens Sapiens зоологических (животных) инстинктов. Оно, обуздание инстинктов, осуществлялось в различных видах по отношению к различным поступкам. В этнографии эти обуздания (запреты) словом одного из полинезийских племен - «Табу»[2].    В чистом виде появлением морали проявлялось именно в обуздании животного инстинкта членов формирующегося человеческого сообщества[3].  Согласно данным археологии и этнографии в снятом виде эти запреты последовательно применялись в таком порядке.

    На первом, начальном этапе формирования человеческого общества было запрещено кровосмесительство и таким образом было упорядочено отношение к женщине.[4] Это привело к прекращению внутривидовой борьбы на почве сексуальных попыток овладения женщиной.

    На втором этапе, в меру развития производительных сил первобытного общества, было отрегулировано доброжелательное отношение к старикам, которых раньше, из-за трудностей существования и трудностей борьбы с природой, из сообщества изгоняли или, просто, съедали. На этом, втором этапе, когда стариков было чем кормить, они перестали быть обузой для общества. Оставив их проживать в родном обществе, само общество от этого только выиграло, поскольку таким образом общество заимело первых учителей, которые передавали молодым свой личный длительный опыт борьбы за существование. Со временем Homo Sapiens Sapiens понял, что и он сам станет старым и хочет, чтобы его не лишили пищи, не изгнали, не съели. Такое осознание со временем привело к записанной в Библии заповеди: «Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились и твои года на земле»[5].

    В результате осуществления первых двух этапов формирования элементов морали первобытное общество стало в состоянии производить средства существования и продукты питания сверх сиюминутных потребностей. Накопляемый запасы освободили Homo Sapiens Sapiens от непрестанного труда, борьбы за выживание и привели к появлению у него свободного времени. А свободное время, в свою очередь, обеспечило возможность и привело к появлению потребности заняться духовной работой, которая, прежде всего, заключалась в том, чтобы ставить себе и решать мировоззренческие вопросы. Показательным примером таких вопросов являются, к примеру, записанные этнографом признания зулуса,   который жил в приближенных к первобытнообщинным условиях. «Однажды я погнал пасти скот, - говорит зулус. - Погода была пасмурной. Я присел на выступ скалы и стал задавать се6е грустные вопросы. Да, грустные, потому что я был не в силах ответить на них. Кто касался звёзд своими руками? Я также спрашивал себя… Воды никогда не устают. У них нет другого дела, как течь, не переставая, с утра до ночи и от ночи до утра. Но где они останавливаются? Кто заставляет их течь таким образом? И облака также приходят и уходят, изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их?.. Я не могу видеть ветра, но что он такое? Кто несёт его, заставляет дуть, реветь и пугать нас? Вчера у нас на поле не было ни былинки, а сегодня я пришел и увидел их несколько. Кто мог земле дать мудрость и силу, чтобы произрасти это? И я закрыл лицо руками»[6]. То же самое не без удивления писал об ительменах Камчатки С.Н. Крашенинников: «Они по своему разуму всему дают причину, обо всём рассуждают и стараются изведать самые мысли птиц и рыб»[7].

    Таким образом, через 20 тысяч лет после своего возникновения Homo Sapiens Sapiens развился до такого состояния, что смог ставить перед собой вопросы мировоззренческого характера. Ответы на эти вопросы положили начала формированию мировоззрения.

     

     

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Люди, для которых есть Господин на небе, всегда будут рабами на земле.

    Евграф Дулуман


    Люди, для который есть Господин на небе,

    всегда будут рабами на земле

    [Афоризмы, цитаты, тезисы]

    01. Никто из них не знает Бога:

    Верующий человек не знает Бога (Богословы доказательно внушили ему, что Бог превосходит способности нашего знания и познания), но слепо верит в его существование.

    Агностик не знает Бога (Он не знает, что это такое и о чём идёт речь), но воздерживается как от утверждения о существовании Бога, так и от отрицания существования Бога. 

    Атеист не знает Бога (Нельзя знать то, чего нет) и убедительно доказывает, что Бог не существует, существование Бога даже не предвидится!

    Е.Д.

    02. Тот, кто разделяет мир на земной и небесный, живой и загробный, реальный и запредельный, естественный и сверхъестественный, - колеблется в своей жизни и поведении. Его  жизнь для него же и здесь и там ценна только на половину, то есть - она не имеет полноценного смысла. 

    Е.Д.

    03. "Тот факт, что верующие более счастливы, чем атеисты, доказывает не больше того, что и пьяный человек счастливее трезвого".

    Бернард Шоу (1856-1950), английский драматург

    04.Наиболее ужасной формой атеизма является не воинственная и страстная борьба непосредственно против идеи Бога,  но ежедневный практический атеизм, безразличие и апатия по отношению к Богу тех, кого мы считаем - и они сами себя считают! – христианами”.

    Николай Бердяев –

    русский христианский философ

    [Статья "Atheism," в сборнике «Christian Existentialism», 1965, гл..5]

    05. «Чтение Библии Ветхого завета привело к атеизму, агностицизму и безбожию больше людей,
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Цитаты,тезисы, афоризмы

    Евграф Дулуман

    Цитаты, тезисы, афоризмы

    [По каждому пункту написанного ниже можно и  следует написать отдельную статью, брошюру, даже – книгу.

     И на тему перечисленных ниже пунктов писали и будут ещё и ещё писать статьи, брошюры и книги.

    Если вы вдумаетесь, а тем более - поразмышляете по поводу каждого написанного ниже пункта,

    то можно с уверенностью считать, что вы прочитали и статью, и брошюру,  и книгу

    по всем  означенным там темам]

    01.Патриарх Московский Кирилл в своем выступлении гундявил о том, что на войне в окопах не было атеистов: попав под обстрел – все становились верующими. Как-то о подобной проповеди рассказали Курту Во́ннегуту младшему (англ. Kurt Vonnegut; 11 ноября 1922 — 11 апреля 2007, — американскому писателю, сатирику, художнику, который, был удостоен чести называться «Писателем Штата Нью-Йорк»). Для проверки правдивости слов проповедника сатирик обратился к опросу ветеранов войны. Подавляющее большинство из них  заявило: «Определенно, этот Гундяй не был на войне, не сидел в окопах!»

    Е.Д.

     

    02.Сущность моего атеизма заключается в том, что я смотрю на религию, как на обожествление элементов телесной и духовной  природы человека.

    (Людвиг Фейербах. Сущность христианства. Предисловие)

     

    03. Те богословы и верующие, которые говорят о бестелесной форме бога превращают Бога в ничто. Почему? Неужели они атеисты? Нет! Молясь Богу, они веруют, что обращаются к чему-то реально существующему… Но постоянно уверяя себе в признании бестелесной формы Бога, они склонны к признанию Бога ничем.

     Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)

    (5 апреля 1588, Малмсбери — 4 декабря 1679, Хардуик)

    — английский философ-материалист. Родился в графстве Глостершир

    в семье не отличавшегося глубокой образованностью

    вспыльчивого приходского священника

    04.Революцию следует поднять прежде всего против тирании богословия. До тех пор пока мы будем иметь господина на небе, до тех пор мы будем рабами на земле.

    (Михаил Бакунин. «Бог и государство»)

    05.Претензии на абсолютную истину веры в бога требуют абсолютно достоверных доказательств.

     Е.Д.

    Просмотров: | Комментариев: 4

    Эйштейн о религии своими словами


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Альберт Эйнштейн

     

    Альберт Эйнштейн

    о богах, религии, атеизме и загробной жизни

    (Подбор цитат из прижизненных изданий)

     

    Альберт Эйнштейн: цитаты о безнравственных богах

    Альберт Эйнштейн не просто не верил или даже отрицал существование бога, вера в которого присуща традиционным монотеистическим религиям. Альберт Эйнштейн зашёл ещё дальше - он утверждал, что если бы такие боги существовали, и то, что говорят о них религии, было бы правдой, то таких богов нельзя было бы считать высоконравственными. Боги, которые поощряли бы добро и наказывали зло, сами были бы безнравственными - особенно если бы они были всемогущими и, следовательно, в конечном счете, ответственными за всё, что происходит. Боги, которым свойственны человеческие слабости, не могут быть добродетельными богами.

    1. Всемогущий бог не может судить человечество

    Если это существо всемогущее, тогда всё, что происходит, включая все человеческие деяния, все человеческие мысли, чувства и стремления - также и его работа: как можно считать людей ответственными за свои поступки и мысли перед таким всемогущим существом? Наказывая и награждая других, оно, в определённой степени, выносило бы суждения и себе самому. Как это можно совместить с благостью и праведностью, которые ему приписываются?

    - Альберт Эйнштейн, «Из моих поздних лет», 1950

    2. Я не верю в бога, который награждает за добро и карает зло

    Я не верю в бога теологии, который вознаграждает за добро и наказывает зло.

    - Альберт Эйнштейн, цитируемый Уильямом Миллером, редактором журнала «Life», 2 мая 1955

    3. Я не верю в бога, который обладал бы восприятием, сходным с нашим

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Эйнштейн о путях к познанию


     

    Альберт Эйнштейн  

    о побудительных мотивах к познанию,

    к науке, «ввысь»:

     

                    

     Ейнштейн: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».

     

     

    Эйнштейн: (((К познанию действительности ведет ОПЫТ. Ум, теория только обобщают. На сколько обобщение верное, - проверяется опытом и логикой.  Но опытом,опытом – Е.К.)): «высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция. При такой неопределенности методики можно думать, что существует произвольное число равноценных систем теоретической физики; в принципе это мнение безусловно верно. Но история показала, что из всех мыслимых построений в данный момент только одно оказывается преобладающим. Никто из тех, кто действительно углублялся в предмет, не станет отрицать, что теоретическая система практически однозначно определяется миром наблюдений, хотя никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории».

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Эйнштейн и религия. Книга

    Вот небольшая книжка, На обложке - лицо, знакомое всему крещеному миру, и некрещеному тоже. «Эйнштейн о религии». Ну, и кому же это карманное издание пригодится в качестве цитатника – клерикалам или, наоборот, борцам с религией? На мой вопрос отвечает историк Илья Смирнов. Эйнштейн о религии

    Илья Смирнов: Боюсь, что ни тем, и ни другим. Но давайте по порядку. Религиозные публицисты неоднократно пытались приватизировать крупнейших учёных – Дарвина, Павлова, Эйнштейна – в качестве союзников и единомышленников.

    Журнал «Скепсис» поставил себе целью отразить посягательства на Альберта нашего Эйнштейна. Справились ли «скептики» с задачей?

    Безусловно, справились.

    Под обложкой собраны важнейшие статьи, беседы, письма Эйнштейна по религиозно-философским, мировоззренческим вопросам. Отмечаем те фразы, которые обычно используют, чтобы привязать великого физика к церковной ограде. И становится понятен механизм шулерства. Фразы либо вырываются, просто выдираются с мясом из контекста, либо прочитываются специфическим образом, так, чтобы метафоры приобретали буквальный смысл. Ну, согласитесь, не каждый человек, который говорит «не дай бог» или «спасибо» является верующим. То же относится и к эйнштейновским афоризмам, например, «Бог не играет в кости» (8).

    А если читать как следует, то есть внимательно и последовательно, получается вот что.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Хокинг. Вселенной не нужен бог

     

    By Laura Roberts
    Published: 6:15AM BST 02 Sep 2010

    1210 Comments

    Stephen Hawking:

    God was not needed to create the Universe

    «The Big Bang was the result

    of the inevitable laws of physics

    and did not need God to spark

    the creation of the Universe»,

     Stephen Hawking

     

    Хокинг. Вселенной не нужен бог

     

    The Big Bang was the result of the inevitable laws of physics and did not need God

     to spark the creation of the Universe, Stephen Hawking has concluded.

    Photo: GETTY IMAGES

    The scientist has claimed that no divine force was needed to explain why the Universe was formed.

    In his latest book, The Grand Design, an extract of which is published in Eureka magazine in The Times, Hawking said: “Because there is a law such as gravity, the Universe can and will create itself from nothing. Spontaneous creation is the reason there is something rather than nothing, why the Universe exists, why we exist.”

    The Big Bang was the result of the inevitable laws of physics and did not need God to spark the creation of the Universe, Stephen Hawking has concluded. Photo: GETTY IMAGES

    The scientist has claimed that no divine force was needed to explain why the Universe was formed.

    In his latest book, The Grand Design, an extract of which is published in Eureka magazine in The Times, Hawking said: “Because there is a law such as gravity, the Universe can and will create itself from nothing. Spontaneous creation is the reason there is something rather than nothing, why the Universe exists, why we exist.”

    He added: “It is not necessary to invoke God to light the blue touch paper and set the Universe going.”

    In A Brief History of Time, Prof Hawking's most famous work, he did not dismiss the possibility that God had a hand in the creation of the world.

    He wrote in the 1988 book: "If we discover a complete theory, it would be the ultimate triumph of human reason — for then we should know the mind of God.”

    In his new book he rejects Sir Isaac Newton's theory that the Universe did not spontaneously begin to form but was set in motion by God.

    In June this year Prof Hawking told a Channel 4 series that he didn't believe that a "personal" God existed. He told Genius of Britain: "The question is: is the way the universe began chosen by God for reasons we can't understand, or was it determined by a law of science? I believe the second. If you like, you can call the laws of science 'God', but it wouldn't be a personal God that you could meet, and ask questions."

    Until his retirement last year Prof Hawking was Lucasian Professor of Mathematics at the University of Cambridge, a post previously held by Newton.

    The book, co-written by American physicist Leonard Mlodinow, is published on September 9.

    Related Articles:

    Hawking's 'comfortable'

    Hawking: man must colonise space in a century

    How long can the Higgs boson keep hiding?

    Prof Stephen Hawking 'very ill' in hospital with respiratory infection

    Stephen Hawking's key discoveries

    Family of Stephen Hawking hopeful of 'full recovery' after hospital admission

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Хокинг. Бога нет.

    Стивен Хокинг. Фото с сайта znanie-sila.ru

    Стивен Хокинг. Фото с сайта znanie-sila.ru

    Знаменитый астрофизик Стивен Хокинг: Бога нет

    Отдельные отрывки книги "Великий замысел" (The Grand Design) знаменитого британского астрофизика и теоретика Стивена Хокинга сегодня опубликовала газета The Times. Сама книга, посвященная  проблеме единой физической теории, выйдет в Великобритании лишь на следующей неделе, 9 сентября.
     
    68-летний Стивен Хокинг утверждает, что у Вселенной не было создателя и она "сама создала себя из ничего" благодаря закону гравитации. Появление всего сущего также можно объяснить законами природы. Он напоминает об открытии учеными в 1992 году планет за пределами Солнечной системы, что, по его мнению, опровергает уникальность Земли, а следовательно, и божественного предопределения. Именно тогда и зародилась у него идея саморазвития Вселенной, признается ученый. "Поскольку существует закон гравитации, Вселенная может и будет создавать себя из ничего. Спонтанное творение является причиной того, что нечто появляется из ничто, причиной существования Вселенной и нашего существования. Нет необходимости призывать бога для того, чтобы он зажег запал и все запустил", — пишет автор.
     
    Этим Хокинг опровергает вывод Исаака Ньютона, полагавшего, что миру для возникновения из первичного хаоса была необходима высшая сила – Создатель. Здесь Хокинг следует Чарлзу Дарвину, исключившего Бога-создателя в сфере биологии.  Как отмечает британская радиостанция BBC, некоторое время назад Хокинг не исключал возможность участия высших сил в создании материи, но сейчас отказался от этой точки зрения.
     
    Стивен Уильям Хокинг, выдающийся ученый современности, родился 8 января 1942 года, учился в Оксфорде. Всемирную известность он получил в основном как исследователь черных дыр, а его вышедшая в 1988 г. книга "Краткая история времени" стала бестселлером.
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Наука в поисках Бога

     

    Наука в поисках Бога

    Наука в поисках Бога

     

    Серия «Новая Эврика» издательства «Амфора», в которой вышла книга Карла Сагана (1934-1996), уже отмечена появлением научно-популярных изданий, таких как, к примеру, произведения Стивена Хокинга.

    «Наука в поисках Бога» написана в популярном жанре, суть которого заключается в том, что авторитетный ученый-естественник (физик или биолог) рассуждает на темы теологии и религиозного знания. Книга представляет собой сборник Джиффордовских лекций по естественной теологии, прочитанных Саганом в 1985 году в университете Глазго, то есть более чем за 20 лет до публикации на русском языке. Это ставит данную работу как бы над современным контекстом, вне всех нынешних дискуссий, и погружает читателя в контекст научного знания середины 80-х: например, в тексте одной из лекций есть рассуждение о противопоставлении двух концепций – о вечно расширяющейся вселенной и о растягивающейся, затем сужающейся вселенной. Через два года после смерти Карла Сагана было доказано, что верна только первая концепция. Именно в таких «гипотезах» заключен основной шарм книги: мы видим постепенность развития научного процесса и понимает, что и сейчас положения, которые кажутся спорными и сомнительными, уже через десять лет будут казаться очевидными.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Играя в Бога

    Играя в бога

     
     
     

    Из http://www.infox.ru/science/enlightenment/2010/06/15/Utoson_intyervyu.phtml

    Один из гениев, придумавших двойную спираль ДНК, нобелевский лауреат Джеймс Уотсон прочитал на биологическом факультете МГУ лекцию о секретах научного успеха и ответил на вопросы присутствующих.

    Еще полвека назад тайна жизни — структура ДНК — была чем-то сакральным, непознанным и загадочным. Сейчас священные тексты, написанные четырьмя буквами генетического алфавита, доступны даже школьникам. Ученые же фактически перешли к игре в бога — они создают организмы с новыми характеристиками, синтезируют искусственную жизнь и перепрограммируют клетки. Многие люди опасаются вмешательства в природу, а активисты даже предлагают ввести мораторий на развитие генетических технологий. Джеймс Уотсон уверяет, что нам нечего бояться.

    Кореспондент Infox.ru поинтересовался, как ученый относится к религии и коллеге Френсису Коллинзу, который, занимая руководящую должность в проекте «Геном», продолжал публичные выступления о божественном зарождении жизни и чудотворных проявлениях бога.

    «Я не знаю, что появилось раньше — яйцо или курица. Мне сложно предположить, что было до нуклеиновых кислот и как появились прародители жизни. Пожалуй, химики способны все объяснить. Могу сказать точно, что бог в этот процесс не вмешивался», — говорит Джеймс Уотсон.

    По словам ученого, с десяти лет он не видит никаких причин верить в бога и, посвятив более полувека основам жизни, может уверенно сказать, что нет никаких доказательств того, что бог есть.

    «Среди ученых есть те, которые верят в чудеса, — пояснил Уотсон. — Что касается Френсиса Коллинза, то мне непонятно, как в одной голове может совмещаться несовместимое. Могу сказать, что среди ученых мало кто верит в сверхъестественные силы и божественное начало. Мы находим естественные объяснения непонятным процессам».

    Источник - сайт "Светский гуманизм" от 13-07-2010

    Просмотров: | Комментариев: 1