Календарь

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 



  Популярное





»

    Диалектика и м етафизика. Материал к лекции

    .

    Диалектика и метафизика.

    (Материал к лекции)

        СОДЕРЖАНИЕ:   

    1)Объективные причины диалектического понимания мира.  

    2)Законы диалектики и категории.  

     

     

     

          1.   Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,   противоположного и противоречивого,   возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.    Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики  -     научной теории развития,   метода познания природы,   общества и мышления.  

          Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.  

             Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:   

    1)Под диалектикой понимается совокупность объективных закономерностей , 

    процессов,   действующих в мире независимо от сознания человека.    Это  -     диалектика природы,   диалектика общества,   диалектика мышления,   взятая как объективная сторона мыслительного процесса.    Это объективная диалектика.  

    2)Субъективная диалектика,   диалектическое мышление.    Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.  

    3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.    Выступает как отражение отражения.    Называется учением о диалектике,   теорией  диалектики.  

              Диалектика может быть материалистической и идеалистической.    Мы рассматриваем материалистическую диалектику.    Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,   в которой каждый закон,   каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.    Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности,   всеобщих форм бытия,   диалектических закономерностей движения и развития.    

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Метафизикак как учение о Бытии. Англ.

    Метафізика як вчення про Буття

    ( Catholic Encyclopedia. Metaphysics.)

    Metaphysics is that portion of philosophy which treats of the most general and fundamental principles underlying all reality and all knowledge.

    The name

    The word metaphysics is formed from the Greek meta ta phusika, a title which, about the year A.D. 70, was related by Andronicus of Rhodes to that collection of Aristotelean treatises which since then goes by the name of the "Metaphysics". Aristotle himself had referred to that portion of philosophy as "the theological science" (theologikê), because it culminated in the consideration of the nature of God, and as "first philosophy" (prôtê philosophia), both because it considered the first causes of things, and because, in his estimation, it is first in importance. The editor, however, overlooked both these titles, and, because he believed that that part of the Aristotelean corpus came naturally after the physical treatises, he entitled it "after the physics". This is the historical origin of the term. However, once the name was given, the commentators sought to find intrinsic reasons for its appropriateness. For instance, it was understood to mean "the science of the world beyond nature", that is, the science of the immaterial. Again, it was understood to refer to the chronological or pedagogical order among our philosophical studies, so that the "metaphysical sciences would mean, those which we study after having mastered the sciences which deal with the physical world" (St. Thomas, "In Lib, Boeth. de Trin.", V, 1). In the widespread, though erroneous, use of the term in current popular literature, there is a remnant of the notion that metaphysical means ultraphysical: thus, "metaphysical healing" means healing by means of remedies which are not physical.

    Definition

    The term metaphysics, as used by one school of philosophers, is narrowed down to mean the science of mental phenomena and of the laws of mind, In this sense, it is employed, for instance, by Hamilton ("Lectures on Metaph.", Lect. VII) as synonymous with psychology. Hamilton holds that
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Диалектика и синергетика

    ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА – ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ
    И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

    Современный этап науки характеризуется парадигмальными сдвигами, существенным моментом которых является проблема соотношения диалектики и синергетики. Этот вопрос актуален в нескольких аспектах. Во-первых, с возникновением и развитием синергетики ряд ученых перенесли методологическую роль с диалектики на синергетику. Во-вторых, другие отечественные исследователи, как и некоторые западные, стали подвергать сомнению саму методологическую роль диалектики. В-третьих, ученые, отстаивающие прежние позиции диалектики в науке, пытаются найти в синергетике подтверждение, углубление и конкретизацию некоторых положений диалектики. В-четвертых, отдельные ученые, по-видимому, совсем не связывают эти два научных направления.

    В нашей работе обосновывается еще один подход, согласно которому диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. Данная точка зрения близка третьей, однако имеет и достаточно существенное отличие, сближающее ее частично со второй. Основанием этой позиции являются развиваемая нами концепция самоорганизации и ее применение к науке как самоорганизующейся системе [1, 2]. Мы в значительной степени согласны с мнением Л.Ф. Матюшонка, который пишет, что сравнение категориального аппарата “старой” диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу о том, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма стихийной диалектики, нуждающаяся в тщательном рассмотрении через развитую систему “забываемой” диалектики [3].

    В данной статье мы проведем сопоставление диалектики и синергетики лишь в наиболее существенных аспектах:

    1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.

    2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.

    3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе “единство в многообразии”, т.е. в субстанциональной организации материи. В диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составляющих целое частей. Субстанция, как причина самой себя, является интегральным имманентным качеством целого. Лежащая в основе взаимодействия всех его сторон, она есть “имманентная причинность”, “субъект” взаимодействия. Известно высказывание Ф. Энгельса по этому поводу: “Спинозовское: субстанция есть causa sui – прекрасно выражает взаимодействие...” [4]. Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание.

    Поэтому исходной единицей и категорией анализа в нашем исследовании служило понятие взаимодействия, так как оно

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Диалектика и метафизика общественной жизни

    Проф. Новиков Б.В. –

    завкафедрой философии НТУУ - КПИ

    Диалектика и метафизика

    собственности и власти

    в измерениях гуманизма и антигуманизма

     

        СОДЕРЖАНИЕ:


    1. Демократия не подпускает к печати 1

    2.Недеформировання форма собственности – непременная предпосылка свободы, равенства и братства. 1

    3.В чем суть советской системы? 2

    3а.Процесс становления советской системы. 2

    3б.Эффективность советской системы. 3

    3в.Миф об осталости советского сельского хозяйства 4

    3г.О монополии внешней торговли в СССР. 5

    4.Почему средства были у ТОЙ России и нет у ЭТОЙ? 6

    5.Демографический геноцид  русских и украинцев 6

    6.Специфика советской общественной собственности. 7

    7.Польская трагедия в Катыне. 7

    8.Особенности советской элиты 10

    9.Обобществленная государственная собственность. 11

    10.Что было раньше, что имеем сейчас. 15

    11.Феномен власти. 17

    12.Читал? Или – не читал?.. Прочитай обязательно! 18

    13.Власть как профессия. 20

    14.Либо действительный гуманизм,  либо, - Апокалипсис! 26

    15.Почему и отчего мы стали лишними в своей земле? 28

     

     

     

    1. Демократия не подпускает к печати.

    Мне уже не раз и не два доводилось говорить об этом публично, выступая на страницах преимущественно коммунистической печати (на другие страницы очень трудно попасть: демократия…) однако же, думается, го­ворить об этом следует вновь и вновь; зажав свою профессиональную и человеческую гордость в кулак, надобно идти вновь и вновь на поклон к главным редакторам этих самых коммунистических, красных, розовых, даже с прожилками, изданий (как показывает опыт, такая должность – еще вовсе не гарантия, что умный, что честный, что мужественный, что коммунист...), дабы не сделать впоследствии СКРЕЩЕННЫЕ ГРАБЛИ нашим главным партийным символом. Вместо серпа с молотом и пятиконечной звездочкой.

     

    2.Недеформировання форма собственности – непременная предпосылка свободы, равенства и братства.

    Форма собственности на средства производства только в том случае исключит наличие объективных оснований для возможности безвозмездного (насильственного) присвоения чужого живого труда, возможности редуци­рования личности к функции, человека – к рабочей силе, а последней – к товару среди товаров, к статусу ПРОЛЕТАРИЯ, если она осуществляется в режиме безупречного, недеформированного диалектического взаимодей­ствия ВСЕХ субъектов (единиц) собственности: одного, многих, всех.

    Лишь, повторяю, недеформированное взаимодействие индивидуальной (один), "единичной"; коллективной (много), "общей"; и общенародной (все), «всеобщей» форм собственности. Форм не окостеневших, не абсолютизированных, не противопоставленных, а посему – деформирующих их целостное взаимодействие, нарушающих их нормальное, диалектическое взаимопроникновение, взаимоопосредование, взаимоперелив, взаимообусловливание. Именно и исключительно свободное движение по "капил­лярам" единой социальной "сосудистой системы", пронизывающей и питающей весь общественный организм – непреложное и непременное условие обес­печения жизнеобразующих, фундаментных, базисных предпосылок для тех самых равенства, братства, свободы: коммунизма, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ГУМА­НИЗМА, на алтарь борьбы за которые человечеством в лице его наиболее достойных дочерей и сыновей принесены, приносятся и ещё будут принесены столь великие и величественные жертвы и явлены, являются и еще будут являться образцы такого героизма.

    Как его, – теоретический марксизм, – в частности, «наследовали» нотариально заверенные «марксисты-экономисты», вы поймете из нижеприведенного фрагмента.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Откуда берётся ум

    Ильенков Э.В.

     

    Откуда  берется  ум ?

     

    Случается, к счастью, редко, но все же случается, что в руки педагога-воспитателя попадает существо, по всем биологическим показателям принадлежащее к виду «homo sapiens» («человек разумный»), но не обнаруживающее никаких
     признаков не только «разума», но и какой бы то ни было человеческой психики. Ни речи, ни сознания, ни самых примитивных проявлений целенаправленных действий, целесообразного поведения.

    Более того, отсутствует психика вообще, даже в тех ее элементарных формах, которые свойственны чуть ли не от рождения любому высшему животному. Существо это, как правило, неподвижно и напоминает скорее растение – какой-нибудь кактус или фикус, который живет лишь до тех пор, пока сохраняет непосредственный – не требующий перемещения – контакт с пищей и водой, и погибает, не издав ни звука, если его забыли напоить-накормить и уберечь от холода. Оно не сделает никакой попытки добраться до пищ, даже если эта пища находится в полуметре от его рта, не подаст даже писком сигнала о том, что оно голодно, не спрячется под теплое одеяло от сквозняка, не отреагирует на ласковый голос матери и на ее улыбку. Это в полном смысле человекообразное растение, начисто лишенное психики. Оно будет расти – увеличиваться в размерах, но психика в нем так и не возникнет. Даже самая элементарная.

    Непосредственная причина этого трагического состояния – слепоглухота. Одновременное отсутствие и зрения и слуха. Врожденное или обретенное в раннем детстве (в результате болезни или несчастного случая) – это дела не меняет, ибо в случае рано наступившей слепоглухоты очень быстро деградируют и полностью исчезают все те намеки на человеческую психику, которые успели возникнуть до наступившей беды.

    И это – при вполне нормальном (с биологической, с медицинской точки зрения) мозге.

    Мозг продолжает расти, усложнять свои морфологические структуры, т.е. развиваться по программам, закодированным в генах, в цепочках молекул дезоксирибонуклеиновых кислот, но ни одной, даже самой примитивной, связи между
    Просмотров: | Комментариев: 1

    Технари! Только на вас упование...

    Наталья Серова

     

     

    Технари! Только на вас уповаем… 

    Как бы странно это ни прозвучало, все, что было наговорено, написано и снято в последнее время о Великой Отечественной войне, лишний раз подтвердило, что стране нужна модернизация, а обществу – инженеры. И не только для того, чтобы строить и поднимать промышленность, но потому что кроме технарей сегодня просто некому навести порядок в нашей мифологии.

     


     

     

     

    Технари! Только на вас упование...

     

     

     

     

     



    Технари! Только на вас упование...
    Роман Шухевич. Гауптштурмбанфюрер (Генерал). Бандеровец. 

    * * *

    Наша гуманитарная интеллигенция уже который год не может "выдать на гора" ничего, кроме безответственных суждений о войне и огульной критики советского прошлого. Похоже, гуманитариям – в силу особенности образования, отсутствия опыта реальных дел и удивительного самомнения – просто не дано осмыслить ни размаха индустриализации и культурной революции 30-х, ни грандиозности задач, которые стояли перед армией, промышленностью и транспортной инфраструктурой в годы войны.

    И результат налицо: гуманитарии не сделали своей работы по осмыслению истории. Они зациклились на преступлениях Сталина, на том, что он не сделал и что он делал не так.
    Просмотров: | Комментариев: 2

    Философ будь философом

    Михаил Чулаки

     Благие известия от Герасима Югая

    (Письмо шеф-редактору отдела науки газеты "Известия")

     

    Многоуважаемый г-н П. Образцов!

    Я уже имел не так давно удовольствие сообщить Вам о том, что академик Иван Петрович Павлов, вопреки усиленно лелеемой ныне легенде, был атеистом. Однако в Вашем издании от 05.04.02 появилась очередная статья, где религиозность знаменитого физиолога упоминается как нечто само собой разумеющееся. К предмету дискуссии это имеет, естественно, весьма косвенное отношение, поскольку обращение к авторитету не есть доказательство, но статья доктора философии Герасима Югая и не оперирует доказательствами, а использует чисто публицистические приемы, и в таком контексте ссылка на Павлова и Дарвина звучит весьма эффектно. (Дарвин, кстати, тоже был атеистом). Упоминается и Эйнштейн, но о нем несколько ниже.

    Из статьи Г. Югая, как и множества ей подобных, явствует одно: философу очень хочется уверовать в Бога и примирить религию с наукой. Ну а желание, как известно, превозмогает всякую логику. Трудно поверить, что доктор философии не знаком с элементарными правилами корректной полемики; остается предположить, что он нарушает логические законы умышленно, считая, что полемика всё стерпит. А попирает он логику в том, что смешивает понятия - несомненно, повторяю, вполне осознанно. Дело в том, что термин "Бог" употребляется им в двух совершенно разных значениях.

    То же самое, замечу, часто проделывают со словом "любовь".
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Ко Дню Победы

     

     

    Ярослав Ярощук (внук Смищука)

    Первый бой колхозника Смищука

    43-летний новобранец Смищук в своём первом бою не растерялся.


    Танки начали приближаться, стало страшно. Моторы ревут, пушки и пулеметы палят, и все это приближается. А я хорошо помню, как в сорок первом году такие же немецкие уроды в нашем селе пленных давили. Захватили тогда, проклятые, 48 человек за селом, пустили в пшеницу, а потом со всех сторон пошли танками на них. Это мне отчетливо припомнилось, и я подумал: может, и моя смерть пришла?


    В отличие от тех 48 красноармейцев, у красноармейца Смищука были противотанковые гранаты и бутылки КС. Он взял три гранаты и три бутылки и пошёл по окопу навстречу танкам. Первая же граната полетела очень удачно; танк остановился и сразу получил бутылкой. Он ещё не успел толком разгореться, когда взрыв второй гранаты Смищука остановил второй немецкий танк, а вторая бутылка его зажгла. Третий танк встал в нескольких десятках метров перед окопом — так что разъярившемуся Смищуку пришлось идти ему навстречу. Судьба третьего танка оказалась такой же: граната, бутылка, огонь.

    Но танки не кончались. На ротных позициях Роман Смищук нашёл ещё три гранаты и бутылки. (Если кто не в курсе, вес противотанковой гранаты — около 1,2 кг.)

    Танки на траншею наползают, а я с удобного места слежу за ними. Четвертый и пятый танк подбил и поджег — это помню. С шестым встретился, здесь у меня уже и сил не осталось. Однако и под шестой танк гранату бросил, он тоже вспыхнул, а я тут же сознание потерял...


    Рота прорвалась из окружения. Уже на следующий день комполка майор Твердохлебов написал представление:
    Просмотров: | Комментариев: 1

    Гносеологические проблемы в постпозитивизме

     

    Решение    гносеологических     проблем

    в философии постпозитивизма.

    Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.

    Учитывая общекультурное значение философского знания, неадекватность философского образа науки способна повлечь за собой негативный сдвиг оценок последней обществом, вплоть до антисциентизма и даже «сциентофобии». В то же время глубокое и адекватное философское осмысление науки предполагает анализ не только закономерностей генезиса и развития научного знания как такового, но и функционирования самой науки как деятельности. Выбор философских концепций, предоставляющих такую возможность, не так велик. К одной из наиболее заметных из них можно отнести постпозитивизм. Данное философское направление относительно молодо (работы его основоположника Карла Поппера относятся к 30-м годам двадцатого века), однако воздействие его идей – как в «узком кругу» философов науки, так и общекультурное – представляется весьма значительным. Многообразие составляющих его идей – стимул мощной эволюции – вылилось в создание достаточно правдоподобной философской картины науки сегодняшнего дня, дополнительную ценность которой придает ее уникальность. По этой причине анализ идей философии постпозитивизма представляется необходимым для понимания закономерностей функционирования и развития современной науки.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Гносеология как наука о познании.

     

    Проф. Дулуман Е.К.

    Гносеология как философское учение о познании

     

    "Гносеология" - сугубо философская категория. Её название происходит от греческих слов:  "γνωσεο"(гносео) - знаю ["γνωσισ"(гносис) - знания]  и  "λογοσ"(логос) - слово ["λογια" - учение, наука] и дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". В философской литературе, в том числе - в философских энциклопедиях и словарях выражения "Гносеология"  переводится как "Теория познания". Наряду с этим для выражения этого же содержания в философской литературе применяется также  слово "Эпистемология"[1].

        Следует сказать, что, по существу, название Теории познания епистемологий не совсем удачно. Само слово “episteme” – коренным бразом связано со словом “pistis” – вера. Но ведь то, что я знаю (гносио), и то, во что я верую (пистио), что только принимаю за правду – это на современном уровне философских и научных знаний различные по содержанию понятия. Отсюда в западноевропейской философии двойственное, а то и тройственное понимание сущности Эпистемологии. Так в американском «Словаре по философии и психологии»  пишется, что эпистемология – это «теория происхождения, природы и меры ограниченности (limits)  наши знаний», «философия научных знаний» (Baldwin. Dictionary of Philosophy and Psychology. New York,1901, Vol.1, pp.333, 414). Во французком философском словаре эпистемология определяется как «критическое изложение принципов, гипотез и результатов различных научных описаний, в которых определяется логическое, вне психологического, происхождение и объективная ценность добытых результатов» (Vocabulaire philosophique, p.221). В итальянской литературе считается, что эпистемология «выявляет объект каждого научного исследования, его общие принципы и методы исследования». В католических публикациях на латинском языке, а также бельгийской лувенской философско-богословской школой  Теория познания, обычно, называется Критерологией (Criterologia). У немцев, как и у нас

    [1] Термин эпистемология в философскую мысль внёс Аристотель. Он произвёл это слово от  греческого "πιστησ", пистис - вера; "επιστημη", эпистими - уверенность, знание, и противопоставил его понятию "δοξα", докса - мнение.

    Просмотров: | Комментариев: 1