Календарь

«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 



  Популярное





» » Диалектика и м етафизика. Материал к лекции

    Диалектика и м етафизика. Материал к лекции


     

    Диалектика и метафизика.

        СОДЕРЖАНИЕ:   

    1)Объективные причины диалектического понимания мира.  

    2)Законы диалектики и категории.  

      

          1.   Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,   противоположного и противоречивого,   возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.    Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики  -     научной теории развития,   метода познания природы,   общества и мышления.  

          Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.  

             Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:   

    1)Под диалектикой понимается совокупность объективных закономерностей , 

    процессов,   действующих в мире независимо от сознания человека.    Это  -     диалектика природы,   диалектика общества,   диалектика мышления,   взятая как объективная сторона мыслительного процесса.    Это объективная диалектика.  

    2)Субъективная диалектика,   диалектическое мышление.    Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.  

    3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.    Выступает как отражение отражения.    Называется учением о диалектике,   теорией  диалектики.  

              Диалектика может быть материалистической и идеалистической.    Мы рассматриваем материалистическую диалектику.    Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,   в которой каждый закон,   каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.    Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности,   всеобщих форм бытия,   диалектических закономерностей движения и развития.    

               Диалектика как категория имеет ряд характеристик.    Диалектика -    наука о наиболее общих законах всякого движения.  

                Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,   что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам,   а  поэтому в результатах противоречия между ними быть не может.   

                 Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,   распространяя его с индивида на род.  

     

    Диалектика как теория развития.

    Гегель установил,   что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений,   истина заключается в самом процессе познания,   в длительном историческом развитии науки,   поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,   но никогда не достигающей такой точки,   от которой найдя абстрактную истину,   не должна созерцать сложа руки.   

                   Все общественные порядки,   сменяющие друг друга в ходе истории,   представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей.    Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий,   которым она обязана своим происхождением.    Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.  

                  

    Диалектика как учение о единстве противоположностей.

     "Диалектика есть учение о том,   как могут быть и бывают тождественными противоположности,    -     при каких условиях они  бывают тождественны,   превращаясь друг в друга  -     почему ум человека не должен брать эти противоположности,    -     за мёртвое  -     застывшие,   а за живое,   условные,   подвижные,   превращающиеся одна в другую.   "

                  

    Диалектика как метод познания.

        Идея является началом,   объединяющим разрозненные факты в единое целое,   в систему,   они обеспечивают дальнейшее движение познания,   находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.    Она рождается из действительности в процессе предметно -    практической деятельности,   общения и рефлексии,   изменяющих эту действительность.                       Идея,   в отличие от материи,   есть конкретно -    условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания,   проект будущего развития действительности.   

     

    Метафизика.

    Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.    Она представляет собой философский метод,   рассматривающий явления в их неизменности,   вне системы,  в независимости друг от друга,   отрицающий внутренние противоречия как источник

    их развития.    Ей присущ:    

    Догматизм  -     предполагает одностороннее,   схематическое,   окостеневшее мышление,   оперирующее догмами.    Слепая вера в авторитеты,   защита устаревших положений составляют суть догматизма.   

     Софистика -    учение,   основанное на преднамеренном нарушении законов логики,   путем приложения различных уловок,   выдумки,   головоломки,   мнимых доказательств.                    Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём,   используя недостаточность логического и семантического анализа.  

     Эклектика  -     как метод предполагает механическое соединение разнородных,   часто противоположных принципов,   взглядов,   теорий,   элементов.    Например,   материи и сознания,   бытия и жизни.  

                       Общим между категориями и законами является то,  что и те,  и другие отражают всеобщие законы бытия,   всеобщие стороны и связи.    Взаимопроникновение противоположностей,   взаимопереход количества и качества,   повторение пройденного на новой основе,   отражаемые в основных законах диалектики,   так же универсальны,   как отношение,   причина и следствие,   необходимое и случайное,   форма и содержание,   выражаемые в соответствующих категориях.  

     

    Различие категорий и законов диалектики. 

    Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения.  

    1.   а) Категория отражают общие связи,   отношения,   свойства и стороны

    объективной действительности;

       б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности,   но не отражают свойства и стороны.  

    2.    Категории и законы различаются по форме отражения.  

       а) Категории являются особым видом внимания;

       б) Законы диалектики,   как и другие,   представляют собой особый вид суждений.  

    Рассмотрим три закона диалектики:   

     -     -     -      Закон единства и борьба противоположностей, 

     -     -     -      закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, 

     -     -     -      закон отрицания отрицания.  

     Из этого нельзя сделать вывод о том ,  что будто бы законы этим и ограничиваются.  

    Законов целое множество,   есть и не познанные.    Но этим мы здесь выделяем основные.    Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия,   мировоззрения и методологии познания и действия.    Противоречивость бытия познается лучше тогда ,  когда мы знаем что такое противоречие.    Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон ,  свойств,   тенденций в составе той или иной системы или между системами ,  процесс столкновения противоположных стремлений и сил.  

    Абсолютно тождественных вещей не бывает:     они различны внутри себя и между собой.    Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны,   тенденции того или иного целостного,   изменяющегося предмета (явления,   процесса).  

      Формула "Единства и борьбы противоположностей» выражает напряженное взаимодействие "полярных"свойств,   изложений движения,   развития.  

      "Растение,   животное,   каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с  собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,  благодаря знанию,   образованию и отмиранию клеток,   благодаря происходящему процессу циркуляции  -     словом,   благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений

    которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз:     эмбриональная жизнь,   юность,   половая зрелость,   процесс размножения,   старость смертью".   

      Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия.    Противоположности,   по словам Гегеля,  "имеют против себя" не просто иное,   а "cвое иное".   Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:    1.   Единство противоположностей.   2.   Их борьбу.  

    Типы (виды) противоречий:

     а) внутренние и внешние.    Внутренние противоречия  -    то противоречия между элементами структуры; а внешние  -     это противоречия различных систем,   явлений.    Общество и природа,   организм и среда.  

     б) Основные и неосновные,   главные и неглавные.    Пример:     Взаимные превращения нейтрона,   протона,   электрона,   мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий,   но это не приведет к изменению атома  -     полярность ядра,   электронные оболочки остаются!

      В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития,   условие качественного изменения вещей.      Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго,   что называется снятием.  

      Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:   

    1) деструкции (разрушения,   преодоления,   изживания),  прежнего;

    2) кумуляции (накопление,   суммирование) -    (частичного сохранения,   препятственности,   трансляции);

    3) конструкции (формирования,   создания нового).  

      Отрицание отрицания предполагает цикличность,   относительную повторяемость  поступательность.  

     

      Закон количественных и качественных изменений имеет категории:   

      1.    Качество  -     это совокупность свойств,   указываемых на то ,  что представляет собой вещь,   чем она является.  

      2.    Количество  -     это совокупность свойств,   характеризующих величину  вещи,   ее размеры.  

      1.    Качество  -     такая определенность предмета (явления,   процесса),  которая характеризует его как данный предмет,   обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.  

      2.    Количество  -     характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств,   выражаемая в величинах и числах.  

      Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств,   единство которых означает ее качество.  

    Мера  -     диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений,   в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.  

    Скачок  -     переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.  

    Свойство  -     сторона предмета,   обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.       Свойства бывают специфическими и общими;  -    главными и неглавными,    -    необходимыми и случайными,   существенными и несущественными,    -    внешними и внутренними,    -    совместимыми и несовместимыми,   отдельными и неотдельными,    -    естественными и искусственными.  

     

    3.    Категории диалектики разнообразны,  сложны по своей природе.

    Они выражают:

    1.    Универсальные связи бытия.    -     Единичное и общее.    Явление и сущность.  

      В мире все взаимносвязано.     Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.  

    Формы взаимосвязи могут иметь форму:     связи единичного и общего; части  и целого; индивидуального и варьируемого и т.   д.    Диалектика позволяет познать сложные истины,   противоречивые универсальные связи бытия,   используя категории.  

      Философские понятия,   отражающие универсальные связи бытия,   образуют группу категорий диалектики.  

    Эти категории,   как правило,   парные:     отражают "полярные" стороны явлений,   вещей,   процессов .   В процессе познания категорий,   отражающих многообразие связей реального мира,   можно выделить два категориальных ряда:   

    а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия.    К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики:    "единичное и общее",  "многое -    единное",  "сходство -    различие",  "качество -    количество",  "простое -    сложное",  "часть -    целое",  "конечное -    бесконечное",  "форма -    содержание" и т.   д.  

    б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации.    К ним относятся:    "явление -    сущность",  "причина -    следствие",  "случайность -    необходимость",  "возможность -    действительность" и д.   р.   Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальным",  а "второй  -     "вертикальным".  

      Понятийное содержание категорий:   

    1) Единичное и общее.    Свойства и связи,   присущие только данному образованию,   отсутствующие у других называются единичными.    Единичное характеризует отдельный предмет ,  явление,   вещь,   отличающуюся по своим пространственным,   временным и другим свойствам от иных.    Все то что неповторимо в явлении присуще только ему,   отсутствует у других явлений,   можно назвать единичным .   Общее  -     то,   что повторяется в других явлениях,   что присущее не одному,   а многим явлениям.    Общее  -     это объективно существующее сходство единичных предметов,   их однотипность,   принадлежность к одной и той же группе.        Общее существует в отдельном,   отдельное выражает черты общего.    Над единичным "властвует" общее,   которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как чего -    то устойчивого; единичное умирает,   но род живет.  

    Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы,   которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами  -     неповторимое.  

     2) Явление и сущность.    Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.  

    Внешние,   наблюдаемые,   означаемые,   более подвижные,   изменчивые характеристики предмета называется явлением.    Внутренние ,  глубинные,   скрытые,   относительно устойчивые характеристики предметов,   определяющие их природу,   называются сущностью.    Эти явления выступают комплексно,   как совокупность.  

      Одни утверждают:     форма проявления и сущность вещей совпадают.     Если это было бы верно,  тогда наука была бы излишней.  

      Другие предполагают, что  явление и сущность не имеют общую связь.   Если это считать верным,  то тогда невозможно познания сути вещей.   По Канту явление -    это форма опытно постигаемого человеком бытия.  

      Платон:    сущность тождественна идеи (эйдосу),  она не сводима к телесным,  чувственно воспринимаемым формам бытия.   Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.  

      Аристотель:     сущность -    это вещи,  наделенные особой активностью форм как некоторый принцип,  олицетворяющий косную материю,  в совокупности с которой и образуются все вещи. 

     Сущность вещей материальна,  представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей,  и существует она независимо от человеческого сознания.   Существуя реально,  она органически связана с явлением,  раскрывает свое содержание только в нем,  через него.   "Сущность -    по Ленину -    является,   явление - существенно".  

      Структурные связи.    -    Часть и целое; форма и содержание;

    Элемент и структура.  

     Расположение вещей бывает:   

    а) либо структурное

    б) либо хаотическое

    Любая структура составляет целое,  которое состоит из частей.   Целое,  в известной степени,  рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета,  а части -    как такие "предметы",  которые в своей совокупности образуют новые,  сложные предметы.   Целое может быть и сбором составляющих частей,  где части могут быть собраны спонтанно.   Такое целое не представляет целостности.   Целое должно иметь целостность.   Целостность имеет различные типы:   

                  а)  структурный тип целостности отражает связи строения.  

                  б)  функциональный тип целостности -    принципы действия.  

                  в)  генетический тип целостности характеризует развитие.  

                     Целое представляет собой предмет,  включающий в себя,  в качестве составных частей,  другие,  органически связанные между собой предметы,  и обладающие такими свойствами ,  которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.  

                     С категориями сущность и явление,  часть и целое тесно связаны категории -    содержание и форма.   Под содержанием понимается категория материалистической диалектики,  обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений,  свойственных явлению.   Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания,  его структура.   Понятие "структура" обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого.   Понятие "элемент" обозначает компоненты,   составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи  и взаимозависимости. Понятие "часть" представляет собой характеристику,  "винтик",  "клеточку" целого.  

    Связи детерминации. Детерминизм - это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений.   В основе этого утверждения -    универсальная связь всех явлений. Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.  

                    Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий,  как "причина",  "следствие",  "закономерность",  "сущность",  "явление",  "необходимость" и "случайность",  "свобода",  "возможность",  "действительность".  

                    Эти категории используются,  как парные категории.   Характеристики их:   

            1.   Причина и следствие.  

            а)  Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов,  их составляющих,  обуславливающее соответствующие изменения.  

            б)  Следствием называются изменения,   возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.  

            2.   Необходимость и случайность.  

            а)  Необходимостью называются свойства и связи,  обусловленные внутренними причинами вещи,  явления,  внутренней природой элементов,  составляющих материальное образование.  

             б)  Случайностью называются свойства и связи,  имеющие причину своего существования в другом,  обусловленные стечением внешних обстоятельств.  

             Случайность и необходимость,  возможность и действительность.   Что общего может быть между Наполеоном,  который родился в 1760 г.    и Гитлером,  родившемся в 1889 г.    -    разница в возрасте 129 лет.   Наполеон пришёл к власти в 1804 г.   ,  Гитлер в 1933 г.    -    разница -    129 лет.    Наполеон напал на Россию в 1812 г.   ,  а Гитлер в 1933 г.    -    опять разница  -    129 лет.   Наполеон проиграл войну в 1816 г.   ,  а Гитлер в 1945 г.    -    разница 129 лет.  

             3.   Возможность и действительность.  

             а)  Возможностью называется тенденции ,  предпосылки  возникновения и развития,  а действительностью называется то,  что уже появилось реально.  

           

               

     

     

     

                                         

           

     

     

     

     

     

     



    Другие новости по теме:

  • Диалектика и синергетика
  • Программа курса по Философии
  • О философии марксизма-ленинизма
  • Идея Бога в религии. Монография.
  • Категоря Бытия в философии


    • Комментарии (0):

          Оставить комментарий:

        • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
          • Ваше Имя:

          • Ваш E-Mail: