Каталог
Календарь
« Март 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Популярное
Идея Бога08
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕБЫТИЯ БОГА
Мы видели, что все попытки защитников религии дать убедительное доказательство существования бога терпели и терпят поражение. Это с горечью вынуждены признать даже те богословы, которые поначалу пытаются доказать бытие сверхъестественного существа. Так, часто упоминаемый нами богослов Кудрявцев-Платонов, который в наибольшей полноте изложил все классические доказательства бытия бога, в заключение своего опуса вынужден был заявить: “Если к доказательствам прилагать строго логическую мерку априорно-рационального доказательства, то они не выдерживают критики, так как в них, с одной стороны, истина, выводимая в заключении, предполагается в посылках, с другой стороны, самые посылки не имеют той аксиоматической неоспоримости, какая требуется для полной состоятельности выводимого из них заключения” 1 .
Замечено, что исторически и практически церковники начинают говорить о недоказуемости бытия бога только после того, как испробуют все свои силы и умения доказать его. Так, в средние века всех тех, кто осмеливался утверждать невозможность доказать бытие бога, считали еретиками и преследовали. Но утверждения еретиков и “преступников” становились все более и более убедительными и очевидными. Ввиду этого церковники вынуждены были менять тактику.
Идея Бога07
ВЕРУЮЩИЕ УЧЕНЫЕ И... БЫТИЕ БОГА
Сейчас прямо-таки невозможно найти человека, который лично не испытал бы благотворного влияния науки. Работа, отдых, питание, лечение – буквально все стороны человеческой жизни в настоящее время немыслимы без использования достижений науки. Вот почему для каждого– и верующего и неверующего – слово науки, ученого имеет великий, непоколебимый авторитет. Этот авторитет, который сложился на протяжении столетий, в последнее время пытаются использовать для доказательства бытия бога.
Атеисты, твердят проповедники религии, напрасно говорят, что религия и наука несовместимы.
75
Ведь есть ученые, которые верят в бога, т, е. совмещают в себе религию и науку. Если уж ученые верят в бога, то простым людям подавно надо верить,
Идея Богащ6
Нравственное доказательство бытия бога
В издаваемой в Англии Вергилием Фермом “Энциклопедии религии” справедливо говорится, что в христианском богословии до XIII в. господствовало онтологическое доказательство бытия бога, с XIII до XIX в. – космологическое, а с XIX в. и до настоящего времени – телеологическое и особенно моральное (нравственное) 1 .
И действительно, до XIX столетия богословы единодушно считали классическими только три первые доказательства. Но в наше время теологи все чаще отдают предпочтение нравственному доказательству бытия бога. Это изменение является закономерным отражением того обстоятельства, что в наше время религиозное сознание все реже опирается на метафизические и натуралистические предпосылки, все чаще и последовательнее ищет опоры в области нравственного мира человека.
Идея Бога05
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
Самое популярное
Философ Иммануил Кант, критикуя доказательства бытия бога, о телеологическом справедливо говорил, что оно представляет “самый (древний и самый подходящий для обыденного человеческого разума аргумент” 1 . Другой известный критик богословских доказательств Дж. Ст. Милль в своем очерке “О теизме” считает телеологическое наиболее сильным среди всех доказательств. Людвиг Фейербах писал: “Это – самое популярное и с известной точки зрения наиболее ясное и убедительное доказательство – доказательство простого, то есть необразованного, о природе ничего не знающего человеческого разума; оно поэтому есть единственное, по крайней мере единственное теоретическое, основание и опора теизма в народе” 2 .
Телеологическое доказательство бытия бога исходит из посылки о целесообразности, которая якобы господствует в окружающем нас мире. И само название доказательства происходит от греческого слова теХос, что означает цель, целесообразность, достигший цели, целенаправленность. Подобно тому, говорят теологи, как часы или какой-нибудь другой механизм свидетельствует об их разумном создателе – человеке, так чудесная целесообразность в природе свидетельствует о разумном создателе всей Вселенной – боге.
Телеологическое доказательство – самое древнее. Характерные для него аргументы имеются во всех религиозных книгах. Следует заметить, что современные сторонники телеологического доказательства ничего принципиально нового к нему не добавили; разница разве только в том, что в устах древних телеологов оно звучало грубее, но зато и прямее, последовательнее.
Идея Бога04
КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
В подавляющем большинстве богословских конструкций, рассматривающих самые различные доказательства бытия бога, на первое место и по порядку и по значению выдвигается космологическое. Такое значение ему придавали, в частности, Фома Аквинский, Моисей Маймонид, видный православный богослов XIX столетия В. Д. Кудрявцев-Платонов и др.
В основе космологического доказательства бытия бога в сущности лежит ограниченность обыденного сознания, считающего по аналогии с повседневной бытовой практикой, что мир в целом, как и отдельные вещи, должен иметь начало и конец. “...Творение, – писал К. Маркс, – является таким представлением, которое весьма трудно вытеснить из народного сознания. Народному сознанию непонятно через-себя-бытие природы и человека, потому что это через-себя-бытие противоречит всем осязательным фактам практической жизни” 1 .
Идея Бога03
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
Онтологическое доказательство считается богословами наиболее спекулятивным, философским, “чистым”. “Чистота” его заключается в том, что оно менее всего связано с эмпирической действительностью и пытается вывести бога из “чистой” мысли. Ансельм Кентерберийский и его сторонники считали онтологическое доказательство единственным прямым доказательством, а все остальные только косвенными.
Многие философы-идеалисты и даже в той или иной мере непоследовательные материалисты находились под влиянием этого доказательства. Отзвуки его наблюдаются и у Локка, и у Спинозы, и у Лейбница, конечно у каждого в своей интерпретации. Лейбнице-вольфиан-ская школа считала онтологическое доказательство наиболее сильным свидетельством в пользу бытия бога. Даже Кант, который впервые дал наиболее едкую и полную критику онтологического доказательства, в свой до-критический период творчества считал его “единственным возможным доказательством бытия бога” ! . К этому мнению присоединялся и Гегель.
Идея Бога02
ИСТОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
Проблема доказательств бытия бога в истории религий возникла сравнительно недавно. Религии первобытных доклассовых обществ не знали специальных доказательств существования сверхъестественного и не нуждались в них. Вера в потусторонний мир гносеологически была результатом искреннего, простодушного и бесхитростного заблуждения.
В процессе формирования современных религий идея бога также не подвергалась сомнению. Без искреннего убеждения в существовании бога не могла бы сложиться ни одна из них. Евангельский Христос, например, не доказывает существование бога, а только исходит из него, как из факта, не подлежащего сомнению. Это объясняется как незрелостью человеческого ума, так и социальными условиями, при которых всецело господствовало религиозное мировоззрение.
Идея Бога01
ИДЕЯ БОГА
Исследовательский и полемический очерк
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
Москва 1970
Предлагаемая книга написана на тему основного противоречия между религией и атеизмом. “Бог есть!" – говорит религия; “бога нет!" – утверждает атеизм. Каждое из названных положений помимо их историко-социальных основ имеет ряд логических обоснований. Рассматривая различные аспекты темы, автор дает возможность читателю услышать возражения и утверждения той и другой стороны. Значительное место в книге отводится критическому анализу классических доказательств бытия бога и системе научно-атеистических доказательств отсутствия сверхъестественного. Наряду с этим обстоятельно раскрывается содержание самой идеи бога, процесс ее формирования и трансформации.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами религии и атеизма.
Откуда Бог
Откуда знаем, что Бога нет?
– Оттуда!
СОДЕРЖАНИЕ:
с разными богами и с разными доказательствами. 2
3. Мнение об атеистических знаниях. 3
5. Немножко пофилософствуем .. 4
а. Чувства обманывают, а разум сомневается. 4
г. Верим в Бога, если не знаем фактов; 8
если верим фактам, то знаем, что Бога нет. 8
д. Атеизм готов показать апологетам Бога . 9
а. Атеизм знает, что нет Бога верующих. 9
б. Полезная вера, как и вера вредная, 10
не говорят ни за существование, ни за отсутствие Бога . 10
в. Атеизм знает, откуда взялся Бог. 11
г. Наука и атеизм вполне прилично и основательно доказывают, 13
что и почему не существует. 13
д. Никто из верующих не нашёл для себя Бога, - 13
это вера в Бога нашла для себя верующего. 13
6 . Надо и нам на чём-то остановиться. 14
1. Одно из многих.
Здравствуйте, Евграф Каленьевич!
Не смею отнимать слишком много Вашего времени, но все же решусь задать один вопрос (возникший после прочтения статьи об агностицизме). Среди атеистов у Вас самая радикальная позиция: вы утверждаете, что
ЗНАЕТЕ, что бога нет. По моему мнению, это никакое не знание, а вера в отсутствие, маскируемая под знание. А вера в наличие бога от веры в отсутствие отличается только предметом веры - суть же ее остается та же, религиозная. Знание предполагает наличие доказательств. У Вас есть доказательства отсутствия бога/богов/духов/высшего разума/etc. ? И вообще: можно ли доказать отсутствие бога? Есть ли та точка опоры, относительно которой может производиться доказательство?
С уважением, Иван Тимофеев.
2. Разные адресаты
с разными богами и с разными доказательствами.
Уважаемый Иван Тимофеевич!
(Вы подписались: «Иван Тимофеев». Возможно Вы, вообще, и не Иван, и не Тимофеев. Я буду называть Вас Иваном Тимофеевичем. В нашем взаимообщении так будет ближе, теплее и обычнее. Ведь и Вы ко мне обратились по имени и отчеству: «Евграф Каленьевич», а не «Евграф Дулуман».)
Уважаемый Иван Тимофеевич!
Писем, подобных Вашему, ко мне приходит от по-разному относящимся к вере в Бога лиц: от верующих и неверующих, от атеистов и агностиков, от людей серьёзных и легкомысленных, от учёных и невежественных. Пишут даже сатанисты и верующие в Бога скептики, чтобы я им стал доказывать, что Бога нет. Пишут от нечего делать и по важности для них проблемы. Словом пишут разные. И не только пишут разные.
Бога нет и патриарх безбожник
Случилось как-то святейшему патриарху Московскому и всея Руси - Алексию Второму, в миру г. Ридигеру, заболеть. Ну, с кем не бывает? Патриарх уже не молод, да и все мы под богом ходим. Интересно не это, а то, что было дальше. А дальше, вот, что было: патриарх стал лечиться. Но как! Он не стал молиться, прося здоровья у Господа Бога, припадать к "нетленным" мощам "святых", пить "святую воду", посыпать себя "волшебным" песочком, прикасаться к "чудотворным" иконам и т.д. Ничего этого не было! Даже намека! Хотя все мы, православные, знаем, что болезни посылаются богом за грехи, и вышеназванные средства "лечения" - единственный способ эти грехи искупить и быть здоровым дущой и телом. Патриарх просто укатил в частную клинику, находящуюся на территории республики Швейцария, что вообще ни в какие ворота не лезет (особенно, - в райские). Еще куда ни шло в ЦКБ (Центральную Кремлевскую Больницу) к сильным мира сего отечественного разлива, а тут раз - и к проклятым кальвинистам. Вот такой вот пример подал святейший патриарх своей пастве, и если бы паства состояла не из наивных простаков, то сразу бы намек поняла и послала бы всех православных попов (в душе - безбожников и мракобесов) с их святыми, иконами и молитвами куда подальше.