Календарь

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 



  Популярное





»

    Почему я не православный

     

    Алексей Кондрашов

    (Об авторе см. нижеследующую статью

    "Горе от ума")

    Почему я не православный

    Игумен Петр (Мещеринов) подробно написал об одном широко известном обстоятельстве: многие из людей, «которых в православной среде презрительно именуют либеральными … на дух не переносят Русскую Православную Церковь». Игумен Петр полагает, что «эти люди (не лишённые, разумеется, тех или иных человеческих слабостей, немощей и заблуждений) обладают очень верной нравственной интуицией».

     

    По его наблюдениям «все они, даже те, кто позиционирует себя в качестве агностиков, с огромным уважением относятся к образу Христа», но считают, что «наша Церковь имеет ко Христу весьма малое отношение». Игумен Петр не видит простого выхода из этой огорчающей его ситуации, хотя и надеется, что «подлинная церковная пастырская педагогика» может помочь.

     

    Меня «зацепил» этот текст. Во-первых, он написан будто бы обо мне – закоренелом умеренном либерале, который 1) «с огромным уважением относится к образу Христа», 2) «на дух не переносит РПЦ» и 3) несмотря на свои «человеческие слабости», обладает «нравственной интуицией» (не мне судить, насколько верной). Во-вторых, я уверен, что игумен Петр заблуждается: «пастырская педагогика» поднимет популярность нынешней РПЦ среди либералов не больше, чем реклама – популярность нынешних КамАЗов среди дальнобойщиков. Надо улучшать продукт, а не впаривать клиенту то, что есть.

     

    Вот мне и пришло на ум растолковать игумену Петру и его единомышленникам почему я, подобно многим моим друзьям и коллегам, не приемлю их религию и Церковь. Я не обращаюсь к тем православным, которые полагают, что «Благодатный огонь» – это «одно из самых убедительных, ярких и трогательных доказательств истинности Православия», что ответственность Бин Ладена за теракты 11 сентября 2001г «никто даже не пытался доказать», или что православным работодателям подобает нанимать православных же работников и требовать, чтобы они воздерживались от секса вне брака и не делали абортов. Но к взаимопониманию с вменяемыми православными имеет смысл стремиться.

     

    Как и всякую высокоразвитую религию, православие удобно подразделить на четыре компоненты:

     

    1. Утверждения о свойствах потустороннего мира,
    2. Утверждения о свойствах материального мира,
    3. Этика – утверждения о том, что хорошо и что плохо,
    4. Практика – что реально творят последователи данной религии.

    По этой схеме мы и двинемся – не выделяя систематически унаследованные от иудаизма общехристианские и самобытные элементы православия. Знакомство читателя с Библией предполагается, а на прочие источники даются легкодоступные ссылки.

     

    Православие о потустороннем мире

    Если все сущее можно осмотреть и ощупать, вера вообще не нужна – достаточно простого естествознания. Поэтому все религии учат, что потусторонний (иной, духовный, нематериальный) мир существует – то есть предлагают поверить, что, помимо материального мира, подвластного законам природы и доступного использующим их нашим органам чувств, существуют и неподвластные и недоступные этим законам и органам аспекты реальности. Дальше, однако, между религиями возникают расхождения.

     

    а) Православие утверждает,

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Религия яд или лекарство. Видеодиспут

    Атеизм против религии: Дебаты между К. Хитченсом и А. Макгратом / Atheism vs Religion: C. Hitchens Debates A. McGrath


    Год выпуска: 2007
    Страна: США
    Жанр: публичные дебаты
    Продолжительность: 01:39:49
    Язык: английский
    Перевод: Субтитры (автор - werwolf123, rutracker.org)
    Русские субтитры: вшитые, неотключаемые

    Описание: Кристофер Хитченс — американский публичный интеллектуал, журналист, публицист и писатель английского происхождения, колумнист Vanity Fair, Slate, The Atlantic, World Affairs, The Nation и Free Inquiry. В 1991 Кристофер Хитченс получил Лэннанскую литературную премию (англ. Lannan Literary Award) в области нехудожественной литературы, в 2005 году он занял пятое место в рейтинге 100 публичных интеллектуалов журналов Prospect и Foreign Policy, в 2009 журнал Forbes включил Хитченса в число 25 самых влиятельных либералов США. Почётный член Национального секулярного обществ.

    Алистер Макграт — британский христианский богослов, до недавнего времени профессор исторического богословия в Оксфордском университете, старший научный сотрудник Манчестерского колледжа там же, с 2008 года профессор богословия, духовенства и образования и глава Центра теологии, религии и культуры в Кингс-колледже. Известен своими работами, посвящёнными взаимодействию христианского богословия и естественных наук. Автор нескольких популярных книг, ставших бестселлерами.

    Доп. информация: Тема дебатов: "Яд или лекарство? Религиозные убеждения в современном мире"

    Качество: DVDRip
    Формат: AVI
    Видео кодек: XviD
    Аудиокодек: MP3
    Видео: XviD, 1280x720 pixels, 1280 Kbps, 25.000 fps
    Аудио: MP3, 98.6 Kbps, 44.1 kHz, 2 channels

     

    скачать - http://www.ex.ua/view/7814365
    Просмотров: | Комментариев: 1

    Клерикализация в армии

    Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции Российской Федерации. Представляется целесообразным пересмотреть складывающуюся практику и её законодательное регулирование, с учётом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам, в целях формирования реальных условии признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации[1].

    Русский патриотизм, русская культура, идеалы высокой нравственности – все это проистекает не из религиозного института, а из культурно-исторической традиции России, где церковь является такой же частью этой традиции, как светское искусство или литература. Но эти категории присваиваются сегодня религией для оправдания нужды в себе в глазах общества. На основе множества фактов мы убеждаемся в исторической мощи русского патриотизма, существующего вопреки церковным нормам «терпеть и подчиняться». Весь мир высоко ценит великую русскую культуру, выросшую на талантах трудового народа, а не молитвах и обрядах, отвергающих все неправославное. Не церковь, а народ возмущается фактами безнравственности тех или иных персонажей истории и современности – в том числе, и тепло пригревшихся у алтарей. Тогда чего же стоят речи о «ценностях» православия для «христолюбивого воинства»?

    Немаловажна и порочность разделения военнослужащих по их отношению к религии, представляющая собой противоестественное отделение человека от человека. На место принципа «человек человеку друг, товарищ и брат» воздвигается узколобое внушение, разделяющее людей на «своих» и «чужаков». Свой – только единоверец, чужой – признающий другого бога (богов). В Библии сказано: «…Предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего. Ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам…» (Втор. 7.2-4) В Коране записано: «Пусть верующие не берут себе близкими неверных помимо верующих» (Коран 3, 28)[2]. Религия веру в бога (богов) возводит в главный критерий отношения к человеку: единоверец – свой, иноверец – не свой. Это всегда сеяло рознь не только между отдельными индивидами и этническими группами, но и между целыми народами, препятствуя их взаимопониманию и добрососедству. Выработанная религией традиция чувства локтя только между единоверцами препятствует единению людей в погонах, воздвигая между ними искусственные барьеры и мешая установлению конструктивных гражданских отношений.



    [1] Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. – М.: Наука, 2007. – 429 с.

    [2] См. там же: «О, вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они – друзья один другому. А если кто из вас берёт их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведёт людей неправедных!» (5:51)

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Хритос как служащий Московской патриархии

    Евграф ДУЛУМАН

    Если бы Христос был служащим Московской патриархии

    (По публикации Якова Гавриловича Кротова –

    священника Автокефальной православной церкви)

     

    Хритос как служащий Московской патриархии

     

    Он бы защищал как трагическую необходимость антитеррориcтическую операцию в Вифлееме, скорбя о погибших при ее проведении младенцах (Матф., 2:16).

     

    Он бы призывал доверять только кремлевской власти по принципу: «Кесарю - кесарево» без добавления кощунственных слов: «Божее – Богу» (Матф.22:21; Марка, 12:17)

     

    Он бы не крестился у Иоанна Предтечи, потому что тот не был каноническим священником и был внесен книжниками и фарисеями в список лидеров тоталитарных сект (Матфей, глава 3; 4:12, 14:10; Марк, 6:20;).

     

    Он бы не обличал фарисеев за то, что они творят милостыню напоказ (Матфей, глава 23;, Луки, 7:30; 11:37;-43; 18:10 -11)., а призывал бы учеников участвовать в делах благотворительности исключительно под руководством патриарха Кирилла Гундяева

     

    Он бы не ходил по водам (Матф., 14:25-31), а добился бы от правительства организации паромной переправы для паломников.

     

    Он бы не говорил, что наступило время, когда поклоняться Богу будут не на горе Храма Соломонова, а в Духе и Истине (Иоанн, 4:23-24), а добился бы от римского кесаря строительства синагог по всей Иудее и Галилее в сто шаговом расстоянии от каждого воцерковленного православного в порядке компенсации за ущерб, причиненный иудеям в период римского завоевания.

     

    Он бы не писал пальцем на песке (Иоанн: 8:6), а под руководством патриарха Гуняева Кирилла издавал бы гламурный журнал о православии как основе национальной культуры.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Мандрівка душі до потойбічного світу

    Після відходу душі, розповідає Феодора, вона зустрічається з сонмом демонів у вигляді «ефіопів чорних», котрі лякають її своїм виглядом і дикими верещаннями, і звинувачують в численних гріхах. На противагу цим темним силам з’являються два ангели у вигляді юнаків у сяючому одязі. Відмітимо, що їх всього двоє у боротьбі з незліченим демонським воїнством – вірогідно так автор житія бажав продемонструвати переважаючу силу Божу. Шлях на небеса тут постає як висхідний рух душі, що минає послідовно ті чи інші «митні» пункти, рухаючись у вертикальній площині. Однак, ми не спостерігаємо в тексті чіткої кореляції тяжкості гріхів (як це подано в християнському моральному вченні) з розташуванням рівнів, що проходить душа Феодори. Перших два митарства пов’язані з гріхами неправди, далі йдуть послідовно митарства заздрості, гніву, гордині, лихослів'я, підступності, смутку, грошолюбства, пияцтва, злопам'ятства, чаклунства, обжерливості, єресі, перелюбу, вбивства, розбою, блуду та жорстокості[1]. Проте, більшість найсерйозніших гріхів та пов’язані з ними випробування усе ж розміщені в кінці цього шляху [9]. Та обставина, що блуд поставлений біля самого його закінчення свідчить, вірогідно, про чернецьку зорієнтованість цього твору – гріх блуду був одним із найбільш небезпечних для ченця-самітника, котрий полишив світ і таким чином ускладнив або й унеможливив собі доступ до інших спокус. За житійним сказанням, Василій за молодих років жив відлюдником у прикордонній області в Малій Азії. Ангели попереджають щодо цього гріха: «Мало душ йде звідси без напасті, бо суєтний світ той - блудолюбівий, перелюбний і грішний. Кожну душу це митарство приймає і, якщо осквернена вона нечистотами блудними, то скидають її і в безодню вміщають. Там же ув’язнюють її у темряві та смертної тіні до страшного приходу Господа нашого Ісуса Христа» [Там само]. Феодора, попри своє намагання жити відповідно заповідей, не була безгрішною, тому, як подається у тексті, не могла би подолати всі митарства, якби не протекція ангелів (які, щоправда, відіграють більше роль доброзичливих свідків, аніж активних учасників процесу) і допомога від преподобного Василія. Ще до початку митарств цей подвижник дав ангелам «якусь шкатулку червону, повну золота, і звернувся до обох: «Я благодаттю Господньою і духом Господнім багатий, це ж від праці і поту мого» [Там само].  З цієї скриньки чеснот ангели розраховуються з митарями, коли не вистачає власних добрих справ Феодори. Це заставляє замислитись не тільки над тим, за допомогою чого, власне, досягається спасіння на думку автора житія (добрих справ  чи благодаті Божої), але й пригадати католицьке вчення про opera supererogationis (кількість добрих справ, які перевершують необхідність їх для врятування душі; надналежні заслуги святих), що можуть бути використані на користь інших людей, котрі не відзначилися такою святістю життя.  Так, успішно проминувши всі митарства, душа Феодори досягає обителі блаженних.


    [1]Приміром, гординя, згідно християнського етичного вчення гріх смертний, карається тільки у шостому митарстві: «Идущим же намъ, достигохомь шестаго мытарьства, иже нарицается гордыни» [9]. В більшості же переказів тексту порядок митарств іншій (пор. [1]).

    Просмотров: | Комментариев: 1

    Религия, наука и мораль

    Когда религия вторгается в сферы наук

    Так называемое разделение сфер между наукой и религией
    не так уж очевидно

    Из-за трусливой вялости интеллекта, люди, вообще-то вполне рациональные, теряются при столкновении с укоренившимися религиозными традициями (впрочем, что существенно, не с более молодыми типа Сайентологии или Мунизма).

    Гулд[1] со своими комментариями в его колонке «Естествознание» (Natural History) об отношении Папы Римского к эволюции пишет: «Наука и религия не находятся в конфликте, поскольку их учения занимают четко различные области... Я верю всем своим сердцем, в уважительное и даже полюбовное (loving) согласие [курсив мой — Р.Д.] .... ». Вот вам  пример доминирующего сейчас течения духовного примирения между верующими и неверующими.

    Но что же представляют собой эти две совершенно различные области, эти «Неперекрывающиеся Магистерии (Magisteria)», которые должны слиться вместе во взаимно уважительном и полюбовном конкордате? Снова цитата из Гулда: «Область науки — эмпирическая Вселенная: из чего она состоит (факты) и почему она такова, как она есть (теория). Область религии — вопросы моральных ценностей.»

    Кто владеет моралью?

    Так ли уж бесспорно это мнение? Чуть позже мы обсудим
    Просмотров: | Комментариев: 1

    Когда же наступит второе пришествие Христа?

     

    Финальным аккордом христианской доктрины должно стать "второе пришествие" Иисуса. Что и как при этом будет происходить покрыто мраком неизвестности, но вот те, кто "сподобятся", в обязательном порядке после этого мероприятия будут в шоколаде. В "слове божьем" не указано когда конкретно это произойдет, но христианская публика живёт в предвкушении этого события. И периодически самые нетерпеливые вычитывали между строк в христианском мануале, что час Х вовсе не за горами, а придёт вот-вот, буквально на днях.
              Иногда эта информация распространялась среди христиан массово, в преддверии какой-нибудь круглой даты (к круглой дате всего можно ожидать), но чаще всего подобные эксцессы носили локальный характер, когда где-то объявлялся очередной индивидуум с "благой вестью", как это было с образованием адвентизма или недавно с пензенскими "сидельцами".
              И за многие века у подавляющего числа христиан выработалось убеждение, что рассчитывать на какую-то конкретику в определении часа Х это "артель "Напрасный труд", что христианам полагается сидеть и ждать у моря погоды. И что не понимают это исключительно субъекты, некрепкие в вере.
              Однако был период, когда среди христианского контингента ожидание скорого "второго пришествия" носило не просто массовый характер, а было поголовным – не существовало ни одного христианина, который бы сомневался в ближайшем наступлении парусии:

              Нравы первых христиан (Из журнала "Христианское чтение" за 1825 г.)
              …Подлинно все верующие в то время были настоящие дети по своему смирению, невинности и бескорыстию. Оставляя блага и мирские надежды, они отдаляли от себя причину житейских забот и печалей и занимались, единственно, ожиданием Царствия Христова, КОТРОЕ ПОЧИТАЛИ ВЕСЬМА БЛИЗКИМ

              Поснов М.Э. "История Христианской Церкви"
              …Под влиянием отчасти иудейских чаяний торжествующего Мессии, первоначальные христиане ОЖИДАЛИ В САМОМ СКОРОМ ВРЕМЕНИ "парусии", т. е. пришествия Иисуса Христа. Результатом таких верований было особое настроение в среде первых христиан - отказ от обычных условий жизни, от ежедневной работы и напряженное желание видеть Господа, грядущего "на облацех", "во гласе архангела".

              Епископ Кассиан (Безобразов) "Христос и первое христианское поколение"
              …Это смешение исторических планов нас не должно удивлять, если мы учтем, что первое христианское поколение жило в НАПРЯЖЕННОМ ОЖИДАНИИ ПАРУСИИ
              И возникает вопрос – почему первые христиане были столь уверены, что "нынешнее поколение христиан будет жить при коммунизме"(с), то бишь при парусии, а все последующие поколения такую уверенность утратили? Почему сейчас ожидание скорой парусии это удел христианских маргиналов, а назвать маргиналами своих собратьев из "первого призыва" поостережётся любой христианин?
              Всё дело в том, что если, как было сказано выше, в "слове божьем" не указаны сроки, то они не указаны именно для всех последующих поколений, а для первопроходцев сроки как раз были указаны и эту информацию они получили из первых рук – от Иисуса и его апостолов. В НЗ Иисус весьма определённо указал на период, когда всё случится и повторял он это несколько раз.
              Впервые указание на сроки парусии прозвучало так:
    Матф.10
    5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите...
    6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
    7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
    22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
    23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо ИСТИННО говорю вам: НЕ УСПЕЕТЕ ОБОЙТИ городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
              Сразу же посмотрим, как эти слова поясняют православные богословы:
    Просмотров: | Комментариев: 1

    Не мир, но меч...

    Юрий Петраш, доктор философских наук,

    профессор, академик РАЕН, участник

    и ветеран ВОВ, Почетный гражданин

    г. Обнинска

    Не мир, но меч…

    Нет мира под оливами всех религий. Если мир был бы возможен среди религий, они бы слились в единое русло культа сверхъестественных сил или, по крайней мере, давно бы умерились очевидные противоборства между ними. Однако этого не произошло и, как и в далеком прошлом, сегодня конфронтация религий – очевидный факт.

    Верно, наиболее модернистская часть теологов всячески пытается убедить мировую общественность в миролюбии религии, активно отстаивая своеобразный принцип религиозной толерантности. В этом отношении явно лидирует католицизм. В лице Ватикана это христианское направление развернуло бурную деятельность, стремясь умерить конфронтацию между религиями. Это называется экуменизм. По-разному можно расценивать данное явление. С одной стороны, оно есть способ убедить мировую общественность в том, будто в любое вероучение бог заложил идею всеобщего братства людей, но эти гуманистические идеи исказили сами злонамеренные люди. С другой стороны, подстроить религию под уровень современного прогресса, очистив ее от архаики мировоззренческих представлений о мире и тех жестоких моральных норм, которые были порождены враждебными временами в истории человечества и получили освящение именем богов в соответствующих так называемых «священных» источниках. В-третьих, столь активные бдения Ватикана – отнюдь не альтруизм «от бога». Здесь все та же цель приземленных интересов: представить католицизм «самой-самой» миролюбивой религией и претендовать на лидерство среди других религий.

    Но факты – упрямая вещь
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Десять неправд религии

    ДЕСЯТЬ ОТПОВЕДЕЙ РЕЛИГИИ

    Имеем то, что закамуфлировано

    и что должно раскрыть

    Верующие вспыхнут негодованием и вопросом: «Это что за обвинения дел бога, человече?» Атеисты скажут, что обвинениям религии несть числа. С атеистами соглашусь, спрессовав огромный счёт человечества всего в десять пунктов. Перед верующими извинюсь за откровенность, но как честный и объективный исследователь я обязан говорить правду и только правду, какой бы горькой она ни была.

    Вы, проповедники всех религий, внушаете своей пастве, будто вера в бога(ов) низводится этой сверхъестественной силой свыше (« с неба») и сопутствует человечеству «вечно».

    Ведь также вы представляете происхождение религиозных чувств и представлений? Я ничего не искажаю в ваших уверениях? Тогда позвольте задать вопрос, почему вы тщательно скрываете научные данные по этому вопросу или камуфлируете их так, будто этих данных и не существует, а есть только ваше « единственно верное» объяснение? Это бесчестно скрывать правду. На вас ведь смотрят как на образец честности и правдивости, а вы правде сворачиваете шею. И когда вас прижмут правдой, у вас готовы два ответа: «Это не доказано», «У нас своя правда, у науки своя». Но опять вы в луже, пастыри стада заблудшего! Доказано, господа хорошие, только эти доказательства рубят под вами сук, на котором вы сидите и разливаетесь фальшивыми трелями. Да и истин двух нет, что было защитой аверроизма (ибн - Рудш, Сигер Барбантский, Боэций Дакийский и др.). Истина одна, и она у науки, а не у церкви.

    Теперь обнародуем правду-истину о том, как боги слетают не с небес, а с фантастических представлений самих людей и с языков проповедников религии.

    Уже с тех отдалённых времён, когда едва забрезжил рассвет человеческой мысли, обуреваемой жаждой познания окружающего мира, на пути необходимости познать, чтобы выжить, встали
    Просмотров: | Комментариев: 0

    У мусульман свой Иисус Христос

    Рекламный щит новой кампании австралийских мусульман, провозглашающий Иисуса Христа пророком ислама, вызвал возмущение христиан Сиднея, которые сочли его «провокационным». Об этом сообщает пресс-центр «Новое Вино» со ссылкой на Израильские СМИ и издание The Daily Mail. В рамках этой кампании используются четыре различных слогана, призванных обогатить граждан новыми знаниями об исламской религии. Слоганы, о которых идет речь, выглядят так: «Иисус — пророк ислама», «Священный Коран: окончательный завет», «Мухаммад: милосердие к людям» и «Ислам: есть вопросы? Получите ответы». Кроме того, на этих билбордах указаны телефоны, позвонив по которым желающие могут получить исламскую литературу и бесплатное издание Корана. Мусульманская организация Mypeace, инициировавшая кампанию, со своей стороны, утверждает: цель этой акции чисто информативная, и они не имеют намерения кого-либо оскорбить. Представители Mypeace сообщают, что эти щиты будут «украшать» шоссе четыре недели, после чего слоганы перекочуют на городские автобусы.

    Просмотров: | Комментариев: 0