Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



  Популярное





»

    Гуманизм в религии и атеизме

    Для обсуждения на форуме

     

    Гуманизм в религии и атеизме.

    Хамитов Назип Виленович (есть на Украине такой философ) в одном из своих многочисленных постмодернистских произведения пишет: «Итак, мифология полагает основания философствования[1]. Разрешая противоречие человека и Бога, и Маркс, и Ницше, и Фрейд тоже создают мифологии. Однако эти мифологии строят основания, ограничивающие человеческое[2]. Разрешение противоречия через уничтожение одной из противоположностей закрывает путь развитию второй. Отрицание Бога в конце концов означает отрицание перспектив человека. Неверие в Бога всегда есть следствие неверия в человека — явного или глубоко спрятанного».

    Говоря о перспективе человека «в конце концов» Назип Виленович, по-видимому, имеет в виду конечную по времени и конечную по содержанию перспективу человека. А если без Бога он не видит никакой «в конце концов» перспективы человек, то эта «в конце концов» перспектива установлена верой в Бога,  другими словами – установлена Богом. А что в конце концов Бог установил  человеку? Он установил, если исходить из верований монотеистических авраамистических религии (религий: христианства, иудаизма и мусульманства), что на земле у человека нет никаких перспектив, потому что он появился на земле только для того, чтобы умереть и обрести, в конце концов, свою конечную перспективу в загробном мире. А какая ждёт человека, согласно монотеистическим авраамистическим верованиям, конечная/вечная перспектива  в загробном мире? Там ждут его


    [1]  Неверное постулирование. В историческом процессе возникновение и существование мифологии предшествовало религии. На почве мифологии формировалась религия. А философия возникла как отрицание религии. Философия ещё изначально противопоставила себе религии, следовательно, противопоставила себя и мифологии. Это – во-первых. А во-вторых, мифология, религия и философия – это, конечно, типы мировоззрения. Но типы мировоззрения разного плана и разного содержания. Стили их мышления (в философии говорят: «дискурса») принципиально разные. Мифология и религия рассуждают мифологически. У них мировоззренческое постижение осуществляется в образах, в представлениях, в сказаниях. В них действительность олицетворяется. В них нет понятий (понятия – продукт разума), в них нет логического мышления, нет рациональных доказательств. Они излагаются и воспринимаются в сказочных рассказах, их принимают на веру. Философия всегда излагает своё видения действительности в форме логически доказательного мышления. Философия - это процесс рационального мышления, рационального даже в том случае, если та или иная философия выступает против рацио, дискредитирует разум. Философия отражает (Гегель говорил «схватывает») действительность в понятиях, мыслит понятиями (в философии эти понятия называются категориями – обобщениями самого высокого уровня). Гегель о специфике философского мышления говорил: «Философия путём движения категорий показывает необходимость становления действительности. (Под движением категорий Гегель имел в виду философскую речь,  в которой, в речи, действительность отражается речью = произнесением/движением слов/понятий). Ничего из того, что есть в философии, нет в религии. Между философией, с одной стороны,  мифологией и религией, с другой, нет ничего общего ни по форме, ни по содержанию.

    [2] Ни Маркс, Ни Ницше никак и никоим образом не «ограничивали  человека». У Ницше даже есть специальное произведение «Человеческое, только человеческое». Ницше мечтал о бесконечном развитии/эволюции человека, мечтал о сверхчеловеке. А Маркс и Энгельс призывали всесторонне изучить человека для того, чтобы устроить мир по-человески. Исходя из учения Маркса, коммунисты провозгласили лозунг: «Все - для человека! Все – во имя человека!».

    Просмотров: | Комментариев: 2

    На смерть моей дочери


    Годовщина смерти моей дочери

    11 декабря 2009 года моя семья и наши друзья простились с умершей моей дочерью красавицей Галиной/Галей.

     

    Вчера, 11 декабря 2010 года, мы собрались, чтобы почтить годовщину смерти моей дочери. Каждый молча думал про Галю, про смысл жизни, про свои встречи с Галей. «Когда в доме покойник, уста не благовестят», - говорил руководитель написания моей диссертации кандидата богословия, прекрасный проповедник, задушевный и мудрый священник, протоиерей, профессор Московской духовной академии отец Всеволод Шпиллер. Вспоминались самые светлые, радостные и содержательніе встречи с живой Галей. На фоне этого смерть Гали ещё большей болью отдавалась в наших сердце. Слёзы сами лились из очей.

    Ей было всего 36 лет. Смерть беспричинной не бывает. Мы с женой...
    Просмотров: | Комментариев: 3

    Філософська пропедевтика

    Проф. Дулуман Є.К.,


     

     

     

    ФІЛОСОФСЬКА   ПРОПЕДЕВТИКА

    (Курс лекцій

    для студентів Київського політехнічного інституту)

    Всякоє нинє отложім

     житєйскоє попєчєніє.

    (З Літургії Іоанна Златоуста)

     

    « Жизнь подобна игрищам:

    некоторые приходят на них соревноваться,

    некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть .

    Т ак и в жизни : некоторые, подобные рабам,

    рождаются жадными к славе и наживе,

    между тем как философы - к одной   только истине ».

    Пифагор

     

    " Образованный народ без метафизики - нечто вроде храма,
    в общем-то, разнообразно украшенного, но без святыни".
    Г. Гегель

     

    Розділ  І.

    ФІЛОСОФІЯ  І  СВІТОГЛЯД

           План лекції:

    1.1. Поняття про філософську пропедевтику.                          

    1.2. Світогляд  як одна з найважливіших ознак і особливостей людини       

    1.3. Структура світоглядного бачення.                       

    1.4. Смисложиттєві ідеали у світогляді.                 

    1.5. Основні етапи еволюції світогляду.                    

    1.6. Функції світогляду.                                                  

    1.7. Філософія як тип світогляду і форма суспільної свідомості

    1.8. Визначення поняття "Філософія".                               

    1.9. Зміст і мета вивчення курсу філософії.              

    Примітки                                                      

    Питання для закріплення теми та атестації.            

     

    Ключові слова: Філософія. Пропедевтика. Homo sapiens. Світогляд.

        Ідеал, ідеали. Смисложиттєві ідеали. Наївний реалізм.

        Міфологія. Релігія. Здоровий глузд. Науковий світогляд.

    Keywords: Philosophy.  Propedevtica. Homo sapiens. Worldoutlook (Weltanshaung). Ideal. Meaning of the Life. Common Sense. Mythology. Religion. Sсіеntіfіс Worldoutlook.            

     

    1.1.  Поняття про філософську пропедевтику.

    Філософська пропедевтика (від грецького слова  propedeo - випереджую, підготовляю) - це попередній цикл лекцій, що знайомлять студентів (читачів) з особливостями філософії як навчальної дисципліни; готовить їх до творчого засвоєння ними філософського курсу і до самостійного вивчення філософії. Задача філософської пропедевтики - підготувати студентів (слухачів, читачів)  до переходу від рівня їхнього повсякденного світогляду до рівня  світогляду теоретичного, від світогляду стихійного - до світогляду усвідомленого, від світогляду, що утримується на вірі, - до світогляду доказового, що спирається на розум.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Кодексы морали01

    Дулуман Е.К.

    Кодекси моралі.

    2.4. Закони і кодекси моралі

    А. Закони Ману

    З винайденням писемності, а звідсіль і – з наступом історичного часу - перше, що стало записувуатися малюнками, клинописами, ієрогліфами, буквами були закони поведінки людини в суспільному житті. В цих записах відображувалисяі, по-перше, уже усталені звичаї та правила повкедінки; по-друге, вони оголошувалися від імені бога і освячувалися іменем бога.; в-третіх, мали форму правових законів, за дотримання яких слідували громадьські/державні нагороди чи покарання. Ці закони входили в збірники священник книг тих чи інших народів. Одним за подібних законів були приписи в священній книжці брахманізму Дхармшастер, що одержали   назву «Закони Ману» ( Мана-Вадхармашастра ) . Написання Законів індійська традиція приписує предку всіх людей царю Ману. Текси написаний на санскриті і нараховує 2650 шлоків (двострочних віршів). В першому розділі (главі) книги розповідається про походження світу і людина, а в решті 11 розділів (глав – про становий уклад суспільства, про поведінкук людини, про посмертну нагороду праведникам та покарання грішників.

     

    Б.Законы (Кодекс) Вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.е.)

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Кодексы морали02

    Дулуман Є.К.

    КОДЕКСИ МОРАЛІ

        СОДЕРЖАНИЕ:

    Е. Нагорная проповедь Христа как сердцевина христианской морали . 21

    2.6.   Моральний кодекс Ісламу: 29

    2.6.   Кодекс морали в буддизме. 29

    2.7. Моральний кодекс будівника комунізму . 30

    2.7. Тезизы преподавателя о смысле и бессмыслице жизни: 31

     

    Е. Нагорная проповедь Христа как сердцевина христианской морали

    Христианское вероучение и мораль по своему самосознанию является как бы высшим уровнем библейского, собственно – иудейского, миропонимания. Они (христианской вероучение и мораль) как бы продолжают иудаизм и в то же время как бы противопоставляют себя ему. Это можно наблюдать по всем параметрам исторического и логического сопоставления христианства с иудаизмом, или, как принято говорить в богословских кругах – библейского Ветхого завета и библейского Нового Завета. Обратимся к моральному учению евангельского христианства.

    Сердцевина ветхозаветной морали изложена Богом Моисею на горе Синай. Отсюда она называются еще Синайским законодательством. Сердцевина Новозаветной морали изложена Сыном Божьим Иисусом Христом тоже на горе. Отсюда ее называют Нагорной проповедью Христа. Сердцевиной всего Синайского законодательства   являются Десять заповедей Моисея (Декалог). Сердцевиной   Нагорной проповеди Иисуса Христа являются Девять заповедей Блаженств.

    Неверно было бы, как то часто делается несведущими верующими и богословами, сводить все ветхозаветное моральное учение к Декалогу, а Новозаветное – к Заповедям блаженств. Моисей, согласно Ветхому завету, от имени Бога предложил иудеям, по подсчетам талмудистов, 613 заповедей (365 – по количеству дней в году – запрещений и 248 – по количеству костей и хрящей в организме человека – предписаний), а Христос свое моральное учение изложил, по подсчетам христианских богословов,   во множестве своих проповедей, 40 притчах и подтвердил 38 чудесами. Евангелист Иоанн сообщает, что если бы все сказанное Иисусом Христом   «описать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг» (Иоанна, 21:25).

    Наиболее полно и развёрнуто моральное учение евангельского Иисуса Христа изложено в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея. Можно предположить, что основные элементы Нагорной проповеди повторялись Иисусом Христом, истолковывались его апостолами и учениками в других писания Нового завета. Так, в Евангелии от Луки собственно Заповеди блаженств   Иисуса Христа передаются в другом изложении и при других обстоятельствах. Вчитаемся сначала в текст Нагорной проповеди Иисуса Христа по Евангелию от Матфея.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Гений - это норма


    Nov.jpgНовиков Б.А.
    Талантливы и гениальны – ВСЕ. Можно вслед за У.-С. Моэмом со всей ответственностью заявить: Гений – это нормальный человек. Все остальные – отклонение от нормы».

    Однако утверждать это в подобной форме, утверждать, не разворачивая при этом всю систему соответствующей, научно безукоризненной и безупречной аргументации – это все равно, что утверждать применительно к только что родившемуся младенцу человеческому, что он – человек. «Человек не рождается, человек становится». В этом Л.Фейербах абсолютно прав. Однако с гением (талантом, одаренностью) дело обстоит существенно, несравненно сложнее.

    Просмотров: | Комментариев: 0

    Філософська пропедевтика. Розділ І.

    ФІЛОСОФСЬКА ПРОПЕДЕВТИКА
    (Курс лекцій)
    Всякоє нинє отложім
    житєйскоє попєчєніє.
    (З Літургії Іоанна Златоуста)

    Розділ 1.
    ФІЛОСОФІЯ І СВІТОГЛЯД
    План лекції:
    1.1. Поняття про філософську пропедевтику.
    1.2. Світогляд як одна з найважливіших ознак і особливостей людини
    1.3. Структура світоглядного бачення.
    1.4. Смисложиттєві ідеали у світогляді.
    1.5. Основні етапи еволюції світогляду.
    1.6. Функції світогляду.
    1.7. Філософія як тип світогляду і форма суспільної свідомості
    1.8. Визначення поняття "Філософія".
    1.9. Зміст і мета вивчення курсу філософії.
    Примітки
    Питання для закріплення теми та атестації.

    Ключові слова: Філософія. Пропедевтика. Homo sapiens. Світогляд.
    Ідеал, ідеали. Смисложиттєві ідеали. Наївний реалізм.
    Міфологія. Релігія. Здоровий глузд. Науковий світогляд.
    Keywords: Philosophy. Propedevtica. Homo sapiens. Worldoutlook (Weltanshaung). Ideal. Meaning of the Life. Common Sense. Mythology. Religion. Sсіеntіfіс Worldoutlook.
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Філософська пропедевтика. Розділ 2.

    Тема 2.
    ПРИНЦИПИ КЛАСИФІКАЦІЇ І ТИПИ ФІЛОСОФІЇ

    План
    ПРИНЦИПИ КЛАСИФІКАЦІЇ І ТИПИ ФІЛОСОФІЇ 36
    1. Розмаїтість філософської думки і підстави її класифікації. 36
    2. Проблеми співвідношення духу і матерії у філософії. 38
    3. Методологічні підходи до осягнення світу. 39
    4. Засоби світоглядного осягнення світу. 42
    5. Ідея Бога у філософії. 43
    6. Кількість глибинних основ світу. 46


    Ключові слова: Матеріалізм, Ідеалізм; Діалектика, Метафізика; Раціоналізм, Сенсуалізм, Інтуїтивізм, Ірраціоналізм; Теологія (Богослов'я), Теїзм, Деїзм, Пантеїзм, Атеїзм; Монізм, Дуалізм, Плюралізм.
    Keyword: Philosophy. History of Philosophy. Materrialism. Idealism. Dialectics. Metaphysics. Rationalism. Sensualism. Intuition. Irrationalism. Theology. Theism. Deism. Pantheism. Atheism. Monism. Dualism. Pluralism..
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Філософська пропедевтика. Розділ 3.

    Філософія в системі типу культури.

    План лекції:
    1.Філософія в системі типу культури.
    2.Індійська філософія.
    3.Китайська філософія.
    4.1. Антична філософія як початок і джерело європейської
    філософської думки:
    а. "Антична філософія" - зміст назви, історичні рамки існування;
    б. Процес відриву античної філософії від релігійного світогляду.
    4.2. Специфіка античної філософії і її місце в культурі
    європейських народів:
    а. Взаємини зі світоглядом релігійним;
    б. Широта філософської проблематики;
    в. Значення для європейської філософської думки.
    Просмотров: | Комментариев: 0

    Темы рефератов по философии

    ТЕМИ РЕФЕРАТІВ

    з курсу філософії

    для студентів І-го курсу Теплоенергетичного факультету НТУУ-КПІ

     

    І. Філософська пропедевтика.

    .

    « Жизнь подобна игрищам:

    некоторые приходят на них соревноваться,

    некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть .

    Т ак и в жизни : некоторые, подобные рабам,

    рождаются жадными к славе и наживе,

    между тем как философы - к одной   только истине ».

    (Пифагор)

    " Образованный народ без метафизики - нечто вроде храма,
    в общем-то, разнообразно украшенного, но без святыни
    ".
    Г. Гегель))

     

    « Нинє отложім всякоє житейскоє попеченіє»

    З літургії Іоанна Златоуста

    Просмотров: | Комментариев: 0