Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



  Популярное





» » » Духовное разложение

    Духовное разложение


    Михаил Ситников.

    РАЗЛОЖЕНИЕ ЭПОХИ "ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ".

    (Что можно сказать о церковной администрации, породившей недавний прецедент с недостоверной информацией о состоянии Патриарха, а теперь сваливающей свою оплошность на сторону?)


    Последствие жизни любого общества - результаты его деятельности, которые прослеживаются в судьбе потомства соответствующего народа довольно долго. То, что людям с годами свойственно меняться и эти изменения бывают разительными, не удивляет никого. Это естественно так же, как то, что вчерашний ребенок, а сегодняшний юноша завтра наверняка в определенной мере возмужает, а затем, если не помещают болезни или что-то еще, состарится и уйдет из этой жизни. По такой линейной аналогии ребенок может быть славным и талантливым, но, превращаясь в юношу, что называется, способен и "испортиться", натворить немало досадных ошибок, чтобы, созревая далее, превратить их в полезный опыт, а жизнь - в своего рода заметный или незаметный другим личный подвиг. Бывает и наоборот: начав с рисков юности, катиться в том же направлении дальше, чтобы в лучшем случае прожить свои годы зря, а в худшем - принести немало горя себе и другим. Приблизительно то же самое происходит и с обществами - отдельными этносами и многонациональными народами, которым свойственно рождаться, взрослеть, созревать, а далее - либо переходить на новую качественную ступень, либо растворяться в истории, как тело человека распадается в сырой земле.

    На уровне какого-то инстинкта, который можно отнести к сфере "национальной души", вне всяких сомнений все это чуют. Именно поэтому в пору сталинизма раздавленный собственным монстром народ не жалел своей крови, воюя против другого монстра, невольно сберегая, тем самым, своего мучителя. Потому что тот, кто не кричит на каждом углу о своем патриотизме, а в самом деле исполнен любви к своему народу и земле, несмотря ни на какие сиюминутные трудности, всегда думает и искренне переживает в первую очередь о том, что останется после него.

    Но, к сожалению, так бывает не всегда. В естественной жизни обществ в силу разных обстоятельств, происходит что-то вроде сбоев. Такими сбоями были одержимое беснование большинства зрелого населения России после большевицкого переворота 1917 года и в высшей мере странное помутнение в общественном сознании немцев в эпоху Третьего Рейха. То же самое, наверное, можно сказать об эпохе культурной революции, которая будто каким-то мороком накрыла зрелую и дисциплинированную культуру Китая. Подобных примеров из истории можно привести много, но нас интересуют наши дни и наша Россия. Потому что сегодня слишком многие обстоятельства заставляют думающих людей задаваться вопросом: что с нами происходит и почему? Ведь, то, что дело идет очень неладно, невзирая на бодрящую пропаганду, где желаемое выдается за действительное, повторимся, чуют, практически все. Неладное ощущается во всех отношениях. Это касается проблем ЖКХ, состояния гражданских свобод, экологии, политики, экономики и так далее. Но главное все в том, что относится к состоянию душевной и духовной атмосферы. Здесь, судя по бравурным заклинаниям разного рода империалистических пропагандистов во главе с "нашим всем", пик духовного возрождения не просто давно не за горами, а ожидается за ближайшим поворотом.

    Наверное, по-своему это замечательно, что 17 мая состоялась процедура "воссоединения" юрисдикции РПЦЗ Митрополита Лавра с "красной" Московской патриархией. Во всяком случае, в этот день приходилось видеть людей, абсолютно искренне и радостно поздравляющих друг друга с этим громким событием. Православный историк Николай Лисовой отметил, что "политическое и общественное значение воссоединения РПЦ и РПЦЗ важнее, чем внутрицерковное", что "воссоединение Церкви стало возможно, как результат политической воли и произошедших изменений в мире" . Спикер Государственной думы РФ и председатель политической партии "Единая Россия" Борис Грызлов изрек, что "воссоединение – это всегда хорошо" . Наконец, президент РФ Владимир Путин определил "воссоединение" как событие "поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения", заметив, что "восстановление единства церкви служит нашим общим целям". "Преодолеваются церковные разделения - преодолеваются и унаследованные со времен революции и гражданской войны противостояния в обществе", - сказал Патриарх Алексий II. А Митрополит Лавр высказал пожелание, "чтобы узы братства обеих частей Русской Православной Церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства и совместного служения Богу и русскому народу" . Таким образом, подписание "вожделенного" "Акта о каноническом общении" квалифицировано, как первое наиболее значимое религиозно-политическое событие XXI века. Событие, надо думать, гораздо более значимое, чем недавние убийства православных священников и мусульманских имамов в нашей стране, чем спровоцированные националистическими радикалами беспорядки вокруг перезахоронения советских солдат в Таллинне, чем лояльность российской власти к нацистским маршам и избиения мирных демонстрантов, чем легальный "антикультизм" - сиречь, антирелигиозная кампания, пропагандируемая на государственных каналах телевидения, и т.д.

    Понятно, что всемерная борьба с гласностью, с независимыми от политических нужд "текущего момента" и честно исполняющими свои профессиональные обязанности СМИ и отдельными журналистами становится мерой вынужденной, потому что все эти безобразия хочется скрыть. В том числе, ведется борьба и с очень немногими СМИ, неангажированно освещающими религиозную и религиозно-общественную тематику. Ведь, благодаря таким чудом уцелевшим до наших дней остаткам института независимых СМИ, население страны может осознать, что происходит на самом деле, немного раньше, чем встанет перед фактом, что уже ничего нельзя исправить.

    Пару лет назад писатель Александр Рекемчук на одном из форумов, посвященных Дню Победы, сожалел, что ему приходится "говорить почти с уверенностью, что мы будем жить в фашистской России. Или уже в ней живем". Основания для такого рода опасений существовали давно, и в тот момент виделись очень нешуточными. Однако сегодня, когда совершилось "воссоединение", можно почти с полной уверенностью утверждать, что опасениям Рекемчука не суждено оправдаться. Нечто, похожее на фашизм, Россия уже пережила в годы сталинского правления, когда большевизм, обернувшийся фашизмом на Западе, здесь мутировал в сталинизм и, пережив войну, органично утонул в застое брежневских времен. То, что можно считать наиболее вероятной угрозой сегодня, не имеет отношения к "коричневой" или "красной" чуме ХХ века, смахивая на атавизмы более ранних, доидеологических времен, когда национальная истерия питалась не такими сложными построениями, как национал-социализм или марксизм-ленинизм. Поэтому, когда сегодня кто-то говорит, что история имеет тенденцию повторяться, то довольно часто он даже не подозревает, насколько близки его слова к истине в самом буквальном смысле. Ведь в начале ХХI века мы снова столкнулись с признаками доминирования в мире идеологии лжи, лицемерия и насилия, о которых мы наслышаны из истории государственных образований раннего средневековья, где источниками культивирования этих пороков явились наиболее авторитетные институты - властные и религиозно-идеологические. Общества же, в подобных условиях, постепенно погружаются в некую истерию, которая присутствует в разных государствах в разной мере. В нашей стране она принимает характер черно-белого восприятия всего, что только можно воспринимать, с традиционным ориентированием на услужливо предложенные официальной идеологией образцы. Их достаточно много, хотя сущностной разницы между ними нет. В религиозной терминологии подобное можно выразить на языке внедренной в советское время внутрицерковной идеологемы "послушание выше молитвы и поста", которой ничтоже сумняшеся следовали и до сих пор продолжают искренне следовать многие люди, считающие себя верующими.

    Так что же удивляться тогда, что в результате идущего полным ходом "духовного возрождения", которое заключается, судя по социологическим исследованиям, едва ли не в полной православизации населения нашей страны, мы вынуждены констатировать усугубление морального и нравственного падения во всех слоях общества сверху донизу?

    За примерами далеко ходить не надо. Патриарх Алексий II, помнится, в разгар скандала вокруг судебного процесса по поводу претензий к науке девицы Маши Шрайбер высказался по этому поводу достаточно деликатно. "Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, - сказал он, - только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так и считает, но не навязывает этих взглядов другим". И не может здесь не возникнуть недоуменный вопрос о том, каким образом вера в свое происхождение не от мартышки может означать гарантию того, что ты не станешь подлецом. Или другой вопрос, но уже из фактологического ряда: кто в данном случае "навязывает свои взгляды другим", пусть даже оттого, что в силу уровня общего развития не способен совместить в своем сознании объективную науку и личную веру, как делали это о. Павел Флоренский или о. Александр Мень?

    Другой пример, как ни покажется он далеким и частным, но из того ряда, который определил апостол словами: "Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иак, 2,20). Надо просто взглянуть на эту истину с позиции логики, когда суть действия позволяет судить о делающем. И что можно сказать в таком случае о "защитниках православия" в самой церковной администрации, породивших недавний прецедент с недостоверной информацией о состоянии здоровья Патриарха, а теперь сваливающих свою оплошность на сторону? Выходит, это в отношении них следует придерживаться принципа послушания, ставя его выше естественной религиозной практики верующего человека? Но тогда вовсе немудрено, что бодрая церковная статистика говорит одно, а действительность демонстрирует совсем иное.

    Да, умеющие взглянуть правде в глаза встречаются все реже, а готовые ухватиться за соломинку любой усыпляющей фантазии, множатся с неимоверной скоростью, как свойственно это кризисным ситуациям вообще. Однако еще более полезно было бы задуматься о причине происходящего, которая скрывается гораздо тщательней, чем сами малоутешительные факты. Это лживость, возведенная в нравственную норму, внешним проявлением которой становится неприкрытое лицемерие.

    Доказательством того, что подобные извращения не проходят бесследно, можно считать резкое изменение нашего общего уровня, по поводу чего очень точно выразился недавно литератор Виктор Астафьев. "Читатель глупеет, его интеллектуальный и духовный уровень понижается, он уже и читать не хочет", - заметил писатель в контексте беседы о способностях художественного восприятия. Но это верное наблюдение было бы справедливо отнести практически ко всем сферам нашей жизни. В том числе религиозной и церковно-общественной, где веру девальвируют до уровня обязательной идеологии, а номинальные адепты принимают такой морок за "единственно истинную веру", используя эту уверенность в качестве индульгенции за все, что считают допустимым творить. Безумие, при этом, как к отдельным людям, так и целым обществам подкрадывается, как правило, незаметно.

    Вот и получается, что на фоне золоченых куполов, политически оправданных воссоединений и едва ли не извержения вулкана "духовности", на улицах становится страшнее, чем в Чикаго начала ХХ века. В парламентах и правительствах принимаются все более откровенные по своей вредоносности для общества решения. Церковные организации берут на себя заботу об эффективности антирелигиозной кампании против всех, кто верит не так, как требуют того идеологи узаконенной кесарем "самой традиционной конфессии".

    Источник – « Портал Credo.Ru»

    22 мая 18:56



    Другие новости по теме:

  • Религиозный фактор в постперестроечной России
  • В России нет свободы совести
  • Поп-модернизм в РПЦ
  • Архивы духовности
  • Десница Спиридона


    • Комментарии (0):


      redvid esle