Календарь

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



  Популярное





» » Программа курса по Философии

    Программа курса по Философии


    Проф. Дулуман Е.К.

     

    ПРОГРАММА

     курса:  "Философия"

    для студентов факультетов ИПСА и ТЭФ  НТУУ - «Киевский политехнический институт»

     

    АННОТАЦИЯ

    Программы курса:

    "Ф И Л О С О Ф И Я"

    І.

    В Высший учебных заведениях всего мира  Философии преподается и изучается как наука о мировоззрении и в то же время как высший уровень решения мировоззренческих проблем. В предлагаемой Программе Чтению курса предшествует изучение темы: "Философская пропедевтика", - подготовительный курс для ознакомления и изучения философских проблем. После этого студенты знакомятся с историей развития философской мысли со времени её зарождения и до сегодняшнего дня. Главное внимание будет обращено на изучение таких кардинальных философских проблем, как Онтология. Гносеология, Диалектика и Метафизика, Натурфилософия, Антропология, Философия общественной жизни, Духовная жизнь общества, Аксиология и Футурология. Все разделы и темы философского курса Программа нацеливает на освещение в духе доброжелательного плюрализма, оставляя при этом место для выражения преподавателем своих собственных взглядов на ту или иную проблему или её частность.

     

    ІІ.

    Изучение программных философских дисциплин даёт студенту возможность, независимо от его мировоззренческих ориентации, овладеть базовой системой философских знаний и основными направлениями решения философией тех или иных мировоззренческих проблем.

     

    ІІІ.

    Знание философии решительным образом влияет на состояние и процесс формирования мировоззрения человека. А мировоззрение, в свою очередь, является духовной основой личности человека, источником субъективных мотивов его деятельности и в тоже время высшим уровнем его духовной жизни. Она, философия, способствует будущему специалисту высшей квалификации рационально по методологии и научно по содержанию разобраться с сущностью мировоззрения вообще и с мировоззрением своим собственным в частности.

     

     

     

    ANNOTATION

    program  on

    «PHILOSOPHY»

    (for Highschool education)

     

    I.

     The rate of philosophy  is studied as a science about worldoutlook and in organic connection with it as the highest level of the decision  to problems of worldoutlook. In all themes and problems of philosophy are constantly searched and questioned to the world as a whole, about a place of the person in this world are explained, about sense it is total being and sense of human life, about the contents cognoscibility, about the beginnings and final fate of things and phenomena, about bases and principles of stay and change whole existing... Reading a rate is preceded with lectures and practical employment on Philosophical Propedeutika, which prepare the students for hearing and independent study of problems of philosophy. After study of a brief history arise and development of a philosophical idea from its origin up to our days the students will study such cardinal  sections of philosophical knowledge, as Ontologia,  Gnoseologia, Dialectica and Metaphisica, Naturphilosophia, Philosophical Antropologia, Philosophical problems of soial  life, Spiritual life of society, Axiologia and Futurologia.

     

     II.

    By studying a material of discipline, the student will take possession of base system of philosophical knowledge, will get acquainted to the basic aspects of pluralistical decision by philosophy (philosophical schools) these or that of worldoutlooked problems.

     

     III.

    The knowledge of philosophy is favouring on rational under the contents and scientific on spirit resolve essence with worldoutlook problem generaly  and with own in personally. And it has essentially important practical meaning for our students. The maximum educational institutions are called simultaneously with preparation of the experts of maximum qualification prepare also intelligensia- the people of high spiritual culture and in too time of the creators new element of culture. Except of professional knowledge and skills at them should be displayed  daring - ability go above frameworks of cash professional knowledge and to move these knowledge further, broader and deeper; ability to accept essentially the new decisions and to carry for them the responsibility. These abilities are growing only on  fertile soil with professional  knowledge and  with solid worldoutlook.

     

     

     

    П Р Е Д И С Л О В И Е.

    Высшие учебные заведения наряду с подготовкой специалистов высшей квалификации готовят также интеллигентов  высокой духовной культуры. Выпускник вуза -  это человек, который, кроме всего прочего, должен проявить способность к дерзаниям. Он - личность творческая: способен шагнуть за рамки наличных профессиональных знаний и раздвигать их  рамки профессиональности шире, дальше и познать сущность вещей глубже; может принимать принципиально новые технологический решения и нести за них ответственность.

    Кроме высоких профессиональных знаний личность интеллигента формируют глубокие гуманитарные знания, сердцевиной которых выступают знания мировоззренческие, то есть система обобщающих взглядов на  мир (на природу, общество и человека) и своё место в нём. Именно мировоззрение является духовной основой личности человека, источником субъективных мотивов его деятельности и высшим уровнем его духовной жизни. А поэтому философия, будучи мировоззренческой формой общественного сознания, в большей мере, нежели какая бы то ни была другая учебная дисциплина, способствует формированию мировоззрения интеллигента. Она, философия, разрешает рационально по методологии и научно по содержанию разобраться с сущностью мировоззрения и со своими личными мировоззренческими проблемами.

    Весь цикл преподавания и изучения философских дисциплин (Истории философии, самой Философии. Этики, Эстетики, Религиоведения, Философии права и т.п.) в высшем учебном заведении должен стать важнейшим фактором формирования мировоззрения интеллигента. При этом надо тщательно и постоянно учитывать, что мировоззрение - как и личность! - каждого отдельного человека ( в том числе - и  личность интеллигента) неповторимы. Мировоззрение - это и есть личность человека, её духовная уникальность. Вот почему преподавание и изучение философии в высшем учебном заведении не должно навязывать студенту определённое (марксистский или антимарксистский, религиозный или атеистический, материалистический или идеалистический, рациональный или мистический, "восточный" или "западный)  мировоззрение, но предоставить ему, студенту, возможность самому избирать себе по своим собственным вкусам и для своей собственной судьбы наилучшее для своих собственных вкусов и для своей собственной судьбы то или иное решение мировоззренческих проблем.

    В высших учебных заведениях философия преподаётся и изучается как наука о мировоззрении и в то же время как тип решения мировоззренческих вопросов. Не зависимо от избранных студентом мировоззренческих позиций и ориентиров, он, студент, должен овладеть базовой системой философских знаний и основными направлениями решения ею, философиею, тех или иных мировоззренческих проблем. Перечень философских тем, составных проблем указанных тем  и приближённое направление их освещения излагаются в предлагаемой Программе. По всем темам настощего курса курса Философии предложены компьютерные Тесты  для самоподготовки студентов,  промежуточных та заключительной аттестации студенческих знаний.

    Преподаватель философского курса, исходя из содержание своей собственной подготовки, своих мировоззренческих взглядов и с учетом контингента своих студентов имеет возможность на основании предлагаемой Программы составить свою собственную Рабочую программу, в которой расширить или сузить освещение тех или иных аспектов перечисленных тем.

     

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                     

         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    У Ч Е Б Н Ы Й        П Л А Н

     

     

     

    Количество  часов

     

     

    Н А З В А Н И Е    Т Е М :

    Всего

    Лекции

    Семина

    ри

     

    Часть 1. ФИЛОСОФСКАЯ    ПРОПЕДЕВТИКА.

     

     

     

    Тема І. Мировоззрение, его специфика, функции и  типы.

    6

    4

    2

     

    Тема 2. Принципы  классификации и типы философии.                    

     

    2

     

    2

     

    -

     

     

    Часть ІІ. ИСТОРИЯ РОЗВИТИЯ  ЕВРОПЕЙСКОЙ

                           ФИЛОСОФСКОЙ   МЫСЛИ.

     

     

     

     

    Тема 3. Античная   философия.

    4

    2

    2

    Тема 4. Философия Средневековья.

    3

    2

    1

    Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

    3

    2

    1

    Тема 6. Философия Нового времени.

    4

    2

    2

    Тема 7. Немецкая  классическая философия.

    4

    2

    2

    Тема 8. Философия 20-го столетия.

    2

    2

    -

     

     

    Часть ІІІ. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ  ФИЛОСОФСКИХ

    ЗНАНИЙ.

     

     

     

    Тема   9. Онтология: идеализм и материализм.

    6

    4

    2

    Тема 10. Гносеология.

    6

    4

    2

    Тема 11. Диалектика и Метафизика.

    6

    4

    2

    Тема 12. Природа как предмет мировоззренческого и

                    Философского постижения.

     

    4

     

    2

     

    2

    Тема 13. Философская  антропология .

    6

    4

    2

    Тема 14. Социология: принципы философского

     постижения.

     

    2

     

    2

     

    -

    Тема 15. Духовная жизнь общества.

    4

    2

    2

    Тема 16. Аксиология как философия ценностей.

    4

    2

    2

    Тема 17. Футурология как философское постижение

      будущего.

     

    4

     

    2

     

    2

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     

    2

     

    -

     

    2

     

    Всего:

     

    72

     

    44

     

    28

               

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Часть 1-ая.

    Философская  пропедевтика.

    Вступление.

     Философия в системе подготовки специалисты высшей квалификации. Профессиональные знания и духовное содержание интеллигента. Специфика мировоззрения культурного человека. Взаимосвязь мировоззрения и философии, мировоззрения и философских знаний.

     

    Тема 1. Мировоззрение, его специфика, функции и  этапы  развития.

    Мировоззрение как специфическое явление личной и общественной жизни. Роль и логика соотношения сознания, самосознания и мировоззрения в становлении и жизнедеятельности человека. Сознание как условие трудовой деятельности и духовная потребность человека. Мировоззрение как отражение общественной жизни. Обратное воздействие мировоззрение на общество. Определение мировоззрения как системы обобщающих взглядов на мир и свое место в нём.

    Структура мировоззренческого видения. Знания в мировоззрении. Расширение и углубление знаний, как расширение и углубление мировоззрения. Синтез знаний и предположений в мировоззрении. Мир должного в мировоззрении. Знания, вера и убеждения в мировоззрении.

    Смысложизненные идеалы в мировоззрении. Мировоззрение в идеалах и идеалы в мировоззрении. История вычленения и воспроизводства смысложизненных идеалов.  Классификация смысложизненных идеалов. Смысложизненные идеалы: Философские; Личностные; Общественного значения.

    Мировоззрение, личность, культура. Мировоззрение как синтез и высший уровень духовного мира человека. Мировоззрение - духовная основа личности человека. Мировоззрение как духовная основа мотивов человеческого поведения и деятельности.  Роль мировоззрения в активизации жизненной позиции человека. Роль мировоззрения в усвоении исторического опыта человечества в процессе  превращения "кандидата в человеки" на действительного человека.  Мировоззрение как источник и продукт всей общечеловеческой культуры. Мировоззренческая сущность человеческой культуры. Сущность и способ обогащения духовного мира человека сокровищами культуры. Сознание как идеологический интегратор общественной жизни.

    Виды и стороны мировоззрения. Основные этапы развития мировоззрения в истории человечества: наивный реализм, мифология, религия и философия. Здравый смысл. Научное мировоззрение. Эмпирический и теоретический уровни мировоззрения. Мировоззрение обыденное.  Мировоззрение стихийное и осознанное, конформистское и диссидентское. Миропонимание, мирочувствования и мироотношение - триединые стороны мировоззрения. Определение типа мировоззрения по содержанию смысложизненных идеалов личности и общества. Характеристики мировоззрения по их доминирующим признакам. Основные типы мировоззрения в современном мире.

    Факторы формирования мировоззрения личности. Естественные и социальные факторы формирования мировоззрения личности. Мировоззрение как совокупный продукт интеллектуальной,  эмоциональной и волевой сторон психики человека. Воспитания и самовоспитание мировоззрения.

    Философия как тип мировоззрения и форма общественного сознания. "Философия" - слово и понятие.  Философия как поднятие глубинных вопросов о мире в целом, как поиски его первооснов (Логоса). Смыслу его существования. Соотношение философии и мировоззрения. Философия как теоретический вид мировоззрения. Мировоззрение как предмет исключительно философского исследования. Главные мировоззренческие проблемы и разделы философских знаний.

     

    Тема 2.  Принципы классификации и типы философии.

    Разнообразие философской мысли. Потребность и признаки классификации философских взглядов.

    Проблемы соотношения духа и материи. Школы идеализма и материализма. Диалектика и метафизика. Рационализм, сенсуализм, иррационализм, интуитивизм. Скептицизм, агностицизм. Теология (богословие), теизм, деизм, пантеизм, атеизм. Монизм, дуализм, плюрализм. Пессимизм и оптимизм.

    Философия в системе типа культуры. Три очага зарождения основных типов культуры и философия.

    Индийская философия. Условия и время возникновения и формирования индийской философии. Специфика связи индийской философии с религией. Место религиозных священных книг в индийской философии. Школы ортодоксальные и неортодоксальные. Локаята и чарваки.  Место субъективного идеализм в индийской философии. Рамакришна и Вивекананда. Рабиндранат Тагор. Ганди и гандизм. Философская мысль в современной Индии.

    Китайская философия. Исторические и социальные условия формирования китайской философской мысли. Специфика взаимосвязи китайской философии и религии. Лао-Дзы и даосизм. Конфуций и конфуцианство. Ван Чун. Дзен-Буддизм. Маодзедунизм.

     

    Часть  2-ая.

    История развития европейской философской мысли.

     

    Тема 3. Античная философия.

    Античность - происхождение, значение слова и понятия. Развитие мировоззрения древних греков от наивного реализма  через религиозное мировоззрение до его художественно-мифологического усвоения. Гомер и Гесиод. Семь греческих мудрецов. Место мировоззрения древних греков в культуре европейских народов.

    Античная философия и её исторические рамки. Особенности античной философии и её взаимоотношение с мировоззрением религиозным. Широта философской проблематики. Место античной философии в культуре и философии европейских народов.

    Античная школа гиликийцев. Происхождение названия и основная философская проблема школы гиликийцев. Учение о сущности "стихии" и их количестве. Виднейшие представители школы.

    Диалектика и метафизика в античной философии. Гераклит и Кратил. Парменид.

    Идеализм и материализм в античной философии. Демокрит и "Линия Демокрита". Платон и "Линия Платона".

    Гносеология в античной философии. Сенсуализм Парменида. Демокрит о качества первичных и вторичных. Платон об анамнезисе и о "тенях вещей".

    Атеизм в античной философии. Древнегреческие философы о происхождении религии. Эвгемеризм. Идеи монотеистического и абстрактного Бога. Эпикурейство.

    Аристотель - величайший философ и энциклопедист античности. Логика (Органон) и философские категории Аристотеля. Научная и педагогическая работы Аристотеля. "Линия Аристотеля" (перипатетизм, школа Стагирита) в истории арабской и европейской философской мысли.

    Стоицизм. Система философии стоиков: Логика, Физика, Этика. Влияние стоицизму на мировоззрение христианства.

    Вульгарная философия греко-римского мира. Понятие "Вульгарная философия". Неопифагорейство и неоплатонизм. Гностицизм. Упадок и конец античной философии.

     

    Тема 4.  Философия Средневековья.

    Средние века - содержание названия и исторические рамки периода. Феодальный строй и христианская религия как доминирующие факторы периода Средневековья.

    Взаимоотношения христианства и философии. Причины и содержание негативного отношения христианства до философии. Причины обращения христианства к философии. Средневековая философия как служанка (рабыня) богословия.

    Патристика - происхождения название и содержание понятия. Место патристики в истории европейской философской мысли. Особенности объединения философии с богословием в  патристике. Патристика Восточной и Западной церквей. Богословие и философия Августина Блаженного.

    Схоластика - происхождение слова и содержание понятия. Схоластика как богословие и философия Средневековья. Схоластика как тип философствования. Культура, школы и Университеты Византии. Школы и Университеты в Западной Европе. Средневековый аристотелизм и платонизм. Бонавентура (Иоанн Феданца), Альберт Великий, Фома Аквинский. Номенализм, реализм, концептуализм.

    Достижения мыслителей Средневековья. Роджер Бэкон. Дунс Скотт, Раймунд Луллий. Уильям Оккам. Проблема свободы воли, всемогущества Бога.

     

    Тема 5.  Философия эпохи Возрождения.

    Возрождение (Ренессанс) - происхождение названия, содержание понятия, исторические рамки эпохи.

    Исторические предпосылки эпохи Возрождения. Конец противостояния христианства и мусульманства. Примирение в Европе. Упадок церковного христианства и начало государственного абсолютизма.

    Идеологические источники Возрождения. Исчерпанность христианской средневековой культуры. Приобщение Европы через арабов и Византию до культуры античности.

    Особенности философии деятелей эпохи Возрождения. Освобождение от церковной опеки. Возрождение философских школ и философских направлений античности. Обогащение культуры философской мыслью деятелей Возрождения. Гуманизм. Натурфилософия. Концепции устройства идеального общества.

    Выдающиеся деятели эпохи Возрождения. Эразм Ротердамский, Ульрих фон Гуттен, Рейхлин.  Эней Пико дела Мирандолла. Николай Кузанский, Парацельс, Телезио, Джордано Бруно. Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Гарвей, Везалий, Непир, Галилео Галилей. Николо Макиавелли, Томас Мор, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле. Мартин Лютер, Томас Мюнцер. Мишель Монтень.

     

    Тема 6.  Философия Нового Времени.

    Новая история - содержание понятия и исторические рамки. Идеологическая подготовка Нового времени. Социально-экономические показатели Нового времени. Философия как идеологическая основа и выразитель жизнедеятельности Нового времени.

    Френсис Бэкон. Основные этапы биографии и место Ф. Бэкона в истории философской мысли. Творчество философа. Великое обновление наук. Новый органон. Новая Атлантида. Бэкон о факторах (призраках), которые мешают развитию знаний об эмпиризме и рационализме. Индукция и метод таблиц.

    Томас Гоббс. Жизненный путь и творчество философа. Произведения об обществе и человеке. Левиафан. Homo homini lupus est. Геометрический метод в науке. Рационализм и материализм философа. Деизм Гоббса.

    Рене Декарт. Жизненный путь философа. Декарт о ясной мысли и дедуктивный метод. Cogito ergo sum. Учение Декарта в его последователей. Рационализм как специфическая черта картезианства.

    Бенедикт (Борух) Спиноза. Жизненный путь и творчество философа. Особенности философии Спинозы. Этика. Рационализм. Геометрический метод. Монизм. Пантеизм. Deus sive Natura. Детерминизм. Атеизм. Богословско-политический трактат. Спинозизм в мировоззрении последующих поколений.

    Джон Локк. Вклад Локка в мировую культуру. Философские взгляды Локка на процесс познания.  Сенсуализм и рационализм. Tabula rasa.  Рефлективный путь познания. Первичные и вторичные качества предметов. Знания сенситивные, демонстративные и интуитивные. Взгляды Локка на религию. Локк и волынские социниане.

    Готфрид Лейбниц. Жизненный путь и формирование философских взглядов. Философские взгляды Лейбница. Монадология и Теодицея. Научная деятельность .

    Давид Юм. Жизненный путь и творчество философа. Вклад Юма в мировую культуру. Юм о государстве та место среднего класса в нём. Философские взгляды Юма. Знания из опыта и из разума. Субъективный идеализм как основа скептицизма. Отрицание детерминизма. Взгляды Юма на религию.

    Французские просветители, материалисты и атеисты 18 столетия. Место французских мыслителей 18 столетия в истории философии и мировой культуре. Пьер Бейль и Жан Мелье как предшественники французских просветителей и атеистов 18 столетия. Франсуа Мари Вольтер (Аруэ). Жан-Жак Руссо и Робеспьер. Французские социалисты: Монтескье, Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Фурье. Французские материалисты и атеисты: Дидро, Д'Алембер, Гольбах, Гельвеций. Ламетри.

     

    Тема 7.  Немецкая классическая философия.

    Понятие классической философии и использование этого понятия к описанию немецкой философии конца 18 -  половины 19 столетия. Источники и место немецкой классической философии в истории философской мысли.

    Эммануил Кант. Жизненный путь, творчество великого учёного и философа. Научные достижения Канта в докритический период его творчества. Философские произведения Канта. Исходный принцип философии Канта. Априоризм на чувственном (созерцательном) и рациональном (рассудочном) уровень  познания. Антиномии чистого разума. эстетика и этика Канта.

    Йоганн Готлиб Фихте (Johann Gottlieb Fichte). Жизненный путь Й. Г. ФИХТЕ.

    Эволюция философской мысли Й.Г. Фихте:  От Канта - на свою дорогу. Три основоположения Наукоучения.  Вклад Фихте в развитие философской                          мысли. Социально-политические взгляды Й.Г. Фихте; национальное и националистическое, проблемы религии и атеизма  во  взглядах  Й.Г. Фихте.

    Фридрих Иосиф ШЕЛЛИНГ. Жизненный и творческий путь философа. Место философии Канта и Фихте в творческом развитии философии Шеллинга. Философия тождества как вершина философского достижения Шеллинга. Натурфилософские взгляды и пантеизм Шеллинга. Проблемы религии в творчестве Шеллинга. Исторические судьбы философии Шеллинга.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Жизненный путь и творчество философа. Философия как категориальное мышление. Система Абсолютного идеализма. Логика: Бытие, Сущность, Понятие. Природа как инобытие Духа. Философия Духа. Историческая судьба философии Гегеля.

     

     

    Людвиг Андреас Фейербах. Жизненный путь и творчество философа. Место философии Фейербаха в истории философской мысли. Специфика материалистических взглядов Фейербаха. Проблемы религии и атеизма. Историческая судьба философии Фейербаха.

    Карл Маркс. Жизненный путь и творчество философа. Место Карла Маркса в истории философской мысли. Основные черты философии Маркса. Маркс и марксизм. Историческая судьба марксистской философии.

     

    Тема 8. Философия 20 столетия.

    Итог истории развития философии до 20 столетия.

    Место философии в социально-политической и культурной жизни 20 столетия. Борьба за мировоззрение масс.

    Классические философские течения в 20-м столетии. Марксизм. Неогегельянство. Неокантианство. Понятие о неклассических философских течениях в 20-м столетии.

    Позитивизм как философия 20-го столетия, столетия научно-технического прогресса. Фрейдизм. Тейярдизм. Философские школы по отдельным проблемам философских знаний: Философская Антропология, Гносеология, Герменевтика, Феноменология, Онтология...

    Постпозтивизм:             Фейерабенд.

    Иррациональная философия 20-го столетия. Философия жизни Бергсона. Шпенглер. Ницше. Экзистенциализм.

    Религиозные философско-богословские школы 20-го столетия. Неотомизм. Теософия. Движение Нового времени (New Age Movement). Нео-православие (Николай Бердяев,  Павел Флоренский, проф. Лосев, свящ. Сергий Булгаков, Лосский, Александр Мень).

    Постмодернизм. Дерида, его последователи и подражатели. Батай. Фуко. Бодрийяр. Делез. Гватиарри. Рорти. Пастпостмодернизм.

     

     

     

     

    Часть 3-я

    Основные проблемы философского мировоззрения.

     

    Тема 9.  Онтология. Идеализм и материализм.

    Проблема доказательности и завершённости в философии. Проблемы в творчестве философов и философские системы. Теорема Геделя и проблемы самодоказательности философии. Декарт, Кант и Гегель про начало философствования.

    Категория "Бытие" в системе  философской мысли. Бытие как исходная (начальная) категория и  как  категория наивысшего обобщения. Категория Бытия в истории развития философской мысли: гиликийцы, элаты (Парменид), Платон, Аристотель. Средневековая философия о "чистом" (сверхъестественном) бытии. Фома Аквинский. Эккарт.

    Онтология как философская наука о бытии. Причины появления Онтологии как отдельной философской науки. Место Онтологии в системе философии Христиана Вольфа. Онтология в системе философии Гегеля. Онтология в марксистской философии. Онтология в современных философских системах (Гартман, Гуссерль, Хейдеггер)

    Логические характеристики категории "Бытия". Бытие как признак, который принадлежит и предшествует всему, а ему, Бытию, не принадлежит и не предшествует ничего. Бытия как данное. Абсурдность бытия. Бытие и Ничто. "Движение категорий от "Бытия" до реальной действительности. Несостоятельность отождествления Бытия с материей, с существованием с Богом..

    Составные бытия. Наивысшая простота бытия. Несостоятельность поисков "видов" бытия. Логическое место Материи и Духа в Бытии. Материя как философская категория. Определение и признаки материи. Формы и способ существования материи. Дух как философская категория. Определения и признаки духа.

    Материализм и материалисты. Идеализм и идеалисты. Онтологический дуализм и плюрализм.

     

    Тема 10.  Гносеология как философское учение о познании.

    "Гносеология"  -  происхождение слова и содержание понятия. Гносеология как раздел философских знаний. Предмет гносеологии. Проблемы гносеологии. Место гносеологических проблем в философии. Эпистемология как составная часть гносеологии.

    Проблемы гносеологии в истории развития философской мысли. Решение гносеологических проблем на уровне наивного реализма, мифологии и религии. Гносеологический проблемы в античной философии: Демокрит и Платон. Аспекты решения гносеологических проблем философским сенсуализмом и рационализмом. Научные достижения философской гносеологии.

    Сознание как высшая форма отражения действительности. Отражение - всеобщая особенность материи и духа. Основные этапы развития и усложнения отражения от Большого Взрыва (Big Bang) Вселенной до настоящего времени на Земле. Специфика отражения на уровне физического, химического и биологического вида материи. Психическое отражение действительности. Специфика сознания как продукта процесса деятельности мозга человека (коры головного мозга) и продукта мысли. Речь, мышление и мысль. Дух как продукт мышления, как освобождение от материи, законом пространства и времени.

    Место речи (языка) у определении специфики жизнедеятельности человека и общества. Формы существования речи. Значение и возможности речи. Язык и духовный мир общества, личности человека.

    Сознание,  познание, знание. Общие черты сознания и познания. Познание как выход за рамки непосредственного сознания. Познание как высшая форма сознания. Активность познания. Знания как цель и результат познания. Знания как зафиксированная информация. Речь естественная и искусственная в закреплении и передаче знаний.

    Методы познания. Диалектика пути познания: от живого созерцания - к абстрактному мышлению, а от него - к практике. "Распредмечивание" и "опредмечивание" в процессе познания. Знания абстрактные и конкретные. Чувственный (органолептический) уровень познания. Эмпиричный уровень познания и его методы. Методы и специфика теоретического уровня знаний. Анализ и синтез. Специфика философского познания.

    Истина, её философское понимание и критерии. Практика как начальный этап познания. Формы развития знаний: предположения, догадки, гипотезы и теории. Правда как соответствие наших знаний объективному положению вещей. Истина как мировоззренческая категория. Истина абсолютная и относительная. Практика как критерий истины. Логические и теоретические критерии истины.

     

    Тема 11.  Диалектика и метафизика как альтернативные

     методы и системы философского постижения действительности.

    Основные философские категории постижения действительности. Философия – особая и специфическая форма мышления. Категории - ступени, формы и орудие познания. Функции философских категорий. История внедрения категорий в философию. Категории в современной философской мысли. Онтологические категории. Категории связи. Категории структурности. Категории детерминации.

    Метафизика. Происхождение и первоначальный смысл понятия метафизики. Метафизика Средневековья. Метафизика как первая философия. Метафизика в лейбнице-вольфианской философии. Метафизика в истолковании Гегеля. Марксизм о четырех основных чертах метафизики. Метафизика в понимании современных позитивистов. Метафизика как непременное свойство научного и философского мышления.

    Диалектика. Марксизм о диалектике. Происхождение и первоначальное значение слова "Диалектика".  Диалектика как фиксация противоречивости в природе, обществе и мышлении. Диалектика как научная методология изучения природы, общества и мышления. Основные законы диалектики. Основные категории диалектики и связи между ними.

     

    Тема 12. Природа как предмет мировоззрения и философского

    осмысления.

    "Природа" - содержание  и определение понятия. Природа как среда, в котором находится человек. Природа как субстрат и сущность речей. Естественное и сверхъестественное, естественное и искусственное.

    Специфика природы в мировоззренческом видении. Природа глазами наивного реализма и здравого смысла. Природа в мифологическом и религиозном мировоззрении. Особенности философского видения природы. Философия как предшественница и мать научных знаний о природе.

    Библейские и богословские взгляды на Природу. Содержание и причины антинаучных библейских взглядов на Природу. Институт Творения. Креационизм. Телеология. Эсхатология. Богословский геоцентризм и антропоцентризм.

    Проблемы Природы в истории философской мысли. Взгляды на Природу в античной философии. Линейное и круговое движение (развитие) в Природе. Естественно-научные взгляды Демокрита, Гераклита, Платона и Аристотеля. Проблемы природы в философии Средневековья. Натурфилософия. (Николай Кузанский, Джордано Бруно. Шеллинг.) Философия природы (Гегель). Философские проблемы естествознания.

    Современные научно-философские проблемы естествознания. Начало, эволюция и конец Вселенной. Незавершённость научного и философского видения Природы. Законы постоянства и постоянность Природы. Характер и направленность изменений в Природе. Круговое и линейное течение времени. Структурные уровни в Природе. Философские проблемы происхождения жизни и целесообразности в живой природе.

    Философия и современные околонаучные и антинаучные концепции Природы.  Заполнение неизвестных для науки сфер Природы гипотезами, догадками и их соотношение с уже известными знаниями . Принцип верификации естественнонаучных знаний. Паранормальные явления и их верификация.

     

    Тема 13.   Философская Антропология.

    От Человека как аксиомы - до Человека как загадки. Человек в мировоззрении наивного реализма первобытного человека. "Человек" как первый камень в основе процесса познания окружающей действительности. Редукция в мировоззрении и науке.  Мифология как олицетворение предметов и явлений Природы. Научные основы появления философской антропологии.

    Проблемы человека в истории философской мысли.  Место и значение проблем Человека в жизни личности и общества. Историческое,  культурологическое и философское значение призыва Сократа: "Человек, познай самого себя" (Anthropos gnose se avton). Место проблем о Человеке среди мировоззренческих и философских проблем.   Античная философия о происхождении Человека (Платон, Эмпедокл), Платон и Аристотель о составных частях Человека Антропология эпохи Возрождения против  Средневекового Теоцентризма.  Материалистические философские школы о Человеке (Гоббс, французские просветители и материалисты 18 столетия). Антропологический принцип Фейербаха. Марксизм о сущности Человека.

    Философские попытки определения сущности человека. Логические проблемы в определении Человека. Определение человека в философии Платона и Аристотеля. Христианство о Христе как идеале Человека (Esse Homo). Марксистское определение человека.

    Специфика Человека. Методологические подходы к определению специфики человека. Сознание, общественная жизнь и труд как специфические признаки Человека.

    Структура природы человека. Биологическая природа человека, её происхождение и особенности. Место и значение биологической природы в жизнедеятельности человека. Кора головного мозга человека как высший уровень биологической эволюции и материальная основа духовной жизни человека. Генетические основания биологической природы человека, их функции и роль в жизнедеятельности человека. Общественная природа человека. Отличие поведения человека в обществе от поведения животного в стаде, стае, колонии... Значение общества в жизни человека. Философия о социальной природу человека. Духовно-нравственная (личностная) природа  человека. Разум. Чувства и воля в духовном мире человека.

    Природа человека и смысл его  жизни. Требования биологической природы человека и их место в комплексе смысла его жизни. Требования социальной природы человека в комплексе смысла его жизни. Общество - человека и человек - обществу. Корни произрастания духовно-нравственной природы человека. На  духовно-нравственном уровне отсутствуют объективные принудительных факторов в поисках смысла жизни.

    Реализация смысла жизни человека.  Связь поисков смысла жизни с мировоззрением человека. Факторы формирования мировоззренческих идеалов смысла жизни. Естественные, социальные и духовно-нравственные факторы формирования идеалов смысла жизни. Учёт и использование интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов в формировании идеалов смысла жизни. Воспитание и самовоспитание в системе поисков смысла жизни. Этапы "Хочу". "Могу" и "Должен" в процессе реализации своего предназначения.

     

    Тема 14.  Философия общественной жизни.

    Место взглядов на общество в мировоззрении и в истории философской мысли. От взглядов мифологических - до научных концепций про идеальное общество. Религиозные представления и мифы о сущности общества.  Специфика философских взглядов на общество. Общество как предмет комплекса наук. Становление социологии как философской концепции и обществоведческой науки. Социология и социологические науки.

    Общество как часть природы и выделение из природы. Биологические и духовные факторы и  их функции в общественно жизни. Современные концепции антропосоциогенезу. Проблемы логического определения общества. Структура общества.

    Философия истории. Античная историософия: натурализм линейный и круговой; энтелехия и финализм. Историософия периода Средневековья: теоцентризм и финализм. Антропоцентризм, объективизм (Джамбатисто Вико), волюнтаризм (Макиавелли) историософия эпохи Возрождения. Идеи природного процесса в историческом процессе.  Философия истории Гегеля. Эволюционная история культуры (Э. Тейлор, Г.Спенсер, Л.Морган). Проблемы "конца истории": эпохи регионов и этносов (Шпенглер, национал-фашизм, Гумилёв, американизм); обречённость и исчерпанность исторического прогресса. Способ производства материальных благ как фактор исторического прогресса и показатель уровня прогресса.

    Движущие силы диалектики развития общества. Материальное производство, его составные части и роль в обществе. Производительные силы, производственные отношения и способ производства. Духовные факторы развития общества. Закономерности развития общества.  Социально-экономические формации.  Человек в процессе развития общества и сменах социально-экономических формаций.

    Концепции идеального общества в истории философской мысли. Причины поисков та изменения идеалов общественной жизни. Уровень гармонии природы общества с природой человека. Религиозные концепции о рае, нирване, небесное царство, царство божье на земле.  Идеалы частнособственнических и коллективистских обществ. Крах идеалом общественной жизни. Общество  развитого капитализма и американский способ жизни. Коммунизм: концепция и идеалы. Идеальное общество - это общество, природа которого согласована  с природой человека и разрешает ему прожить  осмысленную жизнь. Политика как способ приблизить реальное общество до общества идеального. Плюрализм социальных идеалов.

     

    Тема 15. Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания.

    Общественное сознание. Теоретическое значение вычленения в обществе его составных частей -  материальных и духовных элементов. Содержание, структура и составные общественного сознания. Особенности взаимосвязи общественного сознания  и материальных сторон общества.

    Аспекты проявления и теоретического анализа общественного сознания. Сознание общественное и сознание индивидуальное. Теоретический и обыденный уровни сознания. Общественная идеология и общественная психология. Виды и формы  материализации и объективизации  элементов индивидуального  и общественного сознания. Источники индивидуального и общественного сознания. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы индивидуального и  общественного сознания.

    Формы общественного сознания. Форма общественного сознания как форма осознания человеком себя как общественного существа. Социализация человека. История формирования и вычленения общественного сознания как форм общественного сознания.

    Формы общественного сознания: Мораль. Искусство. Религия. Политика. Философия, Право. Наука. Мировоззренческие элементы в разных формах общественного сознания. Предмет (объект) и форма отражения разных форм общественного сознания. Мера истинности в разных формах общественного сознания. Историчность разных форм общественного сознания. Уровни "возвышения" ( отрыва, относительной самостоятельности) каждой из форм общественного сознания от материальной стороны общественной жизни. Соотношение, взаимодействие и взаимовлияние всех форм общественного сознания.

    Духовная культура как синтез  и органическая совокупность духовных и материализованных элементов общественного сознания.

     

    Тема 16.  Аксиология как философское учение о ценностях.

    Аксиология - слово и понятие. Происхождение слова. Аксиология, её признаки о понятие. Место проблем аксиологии в структуре сознания: ценности и "мир независимого". Аксиология как концептуальный элемент сознания и отрасль философских знаний.

    Проблемы аксиологии в истории развития философской  мысли. Место аксиологических проблем в философских школах и отраслях философских знаний. Вклад выдающихся философов в развитие аксиологических знаний (Аристотель, Кант, Гегель, Ницше, марксизм). Аксиология в освещении материализма и натурализма (Эпикур, киники, Фейербах). Специфика марксистской аксиологии.

    Антропологическая, социологическая и историческая природа ценностей. Человек - начало, центр и конец всех аксиологических проблем. Органическое единство объективного и субъективного в ценностях. Постоянное и переменное  в ценностях. Исторически конкретное общество как отборочный фактор ценностей. Ценности в аспекте биологической, социальной и духовно-нравственной природы человека. Человек как высшая и непревзойдённая ценность.

    Типы и виды ценностей. Тип как система демографических или социально-исторических ценностей. Понятие о видах ценностей. Ценности реальные, потенциальные и воображаемые; материальные и духовные; абсолютные и относительные; переходные и вечные: общечеловеческие национальные, классовые и групповые.

    Культура как ценность. Происхождение и содержание слова и понятия "Культура". Культура как процесс и следствие отборочного накопления опыта жизнедеятельности личности и общества. Синтетический характер культуры. Культура материальна и духовна. Виды и памятники культуры. Исторический характер культуры. Преходящие и вечные памятники культуры. Диалектика культурных ценностей и дискуссии вокруг них в современных условиях.

     

    Тема 17. Футурология.

    Проблемы предвидения в системе жизнедеятельности человека и общества. Предвидение как один из видов упреждающего отражения. Предвидение как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества.

    Проблемы предвидения в мировоззрении человека. Религиозные описания будущего, как возвращение к первобытному состоянию. Апокалипсические прогнозы и эсхатология в христианстве. Число апокалипсического зверя. Армагеддон и конец мира в христианскому вероучении.

    Проблемы предвидения в философской мысли.  Будущее в изображении философов античности: Гераклит, Демокрит, Лукреций Кар. Коммунизм и Атлантида Платона. Футуризм в схоластике периода Средневековья.  Хилиазм (миллениаризм) и хилиасты. Социалисты-утописты о будущем коммунистическом обществе: Томас Мор, Томазо Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Роберт Оуэн.  Марксизм о будущем природы, общества и человека.

    Формирование современной футурологии. «Футурология» - слово, понятие история внедрения названия. О. Флейгейм. Попытки научного высчитывания будущего. Римский клуб футурологов. Концепция технотронной эры Бзежинского.  Концепция конвергенции Гелбрейта и Аарона. Концепция постиндустриального общества Джо Белла. Концепция информационного общества. Объективное и субъективное, стихийное  и творческое в футурологических концепциях. Состояние человека без будущего.

    Глобальные проблемы современной футурологии. Экологический проблемы и аспекты их решения. Демографические проблемы. Проблемы ресурсов жизнедеятельности человека и общества. Проблемы войны и мира, политических противостояний и сближений. Проблемы преобразования природы человеком. Киборги и клонирование. Проблемы создания общества, которое отвечало бы природу человека и гармонизировало с нею.

     

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е .

    Содержание, место и роль современных мировоззренческих и философских направлений в мире и в нашей стране.

     

     

    Литература.

    Для усвоения Программы курса преподаватель рекомендует, а студенты пользуются имеющейся в библиотеке вуза философской литературой по своему усмотрению. В обязательном порядке студенты должны по Философской энциклопедии, Энциклопедиям общего характера, Философским словарям ознакомится с сущность и содержанием философских категорий, перечень которых даётся в конце каждой лекции. Учебниками можно пользоваться любыми, желательно - последних лет издания.

     



    Другие новости по теме:

  • Немецкая классическая философия
  • Философская пропедевтика ч.III
  • Философская пропредевтикач. Ч.II
  • Философская пропедевтика ч.II
  • Этика. Учебник


    • Комментарии (1):

      #1 Написал: Prequertnat (Гости | 0/0) - 15 ноября 2012 11:28
        TUT CLIENTY ===> http://prodawez.org.in/

            Оставить комментарий:

          • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
            • Ваше Имя:

            • Ваш E-Mail: