Календарь

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



  Популярное





» » Смысложизненные идеалы

    Смысложизненные идеалы


    Проф. Дулуман Е.К.

    Смысложизненные идеалы

    индивидуальной (личной) и общественной жизни

    (Расширенный конспект лекции курса «Философская пропевтика»

    для студентов НТУУ – «КПИ»)

     

    А. Смысложизненные идеалы в мировоззрении.

    В мировоззрение человека имеется бесконечное множество элементов. Главные и доминирующие среди них принято называть идеалами. Идеалы - это опорные пункты мировоззрения.

    Основное  содержание мировоззрения каждого человека определяется по содержанию мировоззренческих идеалов. Само формирование мировоззрение - это формирование в нём определённых идеалов. Другими словами: мировоззрение выражается в идеалах и в тоже время идеалы формируют мировоззрение. Центральное же место в мировоззрении принадлежит  идеалам смысложизненным. Осуществление в жизни человека и общества смысложизненных идеалом делает жизнедеятельность  человека и общества осмысленной. Смысл жизни человеку и обществу придают смысложизненные идеалы. Или другими словами: мы приходим в жизнь для того, чтобы в ней осуществились те или иные смысложизненные идеалы.

     Выявлением и формулировкой этих идеалом на протяжении веков занималась религия и философия. Обобщая исторические результаты этих поисков, мы можем выделить три основные группы смысложизненных идеалов: 1. Философские смысложизненные идеалы; 2. Личностные смысложизненные идеалы; 3. Общественные смысложизненные идеалы.

     

    а. Философские смысложизненные идеалы: Истина. Добро. Красота. Справедливость. Все четыре смысложизненных идеалы впервые были названы  философом Платоном (428 - 248 года до нашей эры), после чего пропагандировались и истолковывались  в философской мысли до наших дней. В них в концентрированном виде воплощено сущность смысла жизни человека. Его во времена античности философы доказывали, что человек приходит в мир, чтобы в его жизни утвердились (чтобы своей жизнью утвердить)  Истина, Добро, Красота  и Справедливость. Эти же самые идеалы человек ищет в окружающей его действительности и во всей Вселенной.

    Истина в философии имеет не узко научный (соответствие наших представлений, понятий и концепций объективному положению вещей),  а мировоззренческий смысл. Истина - это правда не столько  о том, что есть, а что должно быть. Истина - это Правда с большой буквы. Ею может быть и научное открытие, которые коренным образом влияет на наши мировоззренческие ориентиры. Такой Истиной в конкретно-исторических условиях были открытие шаровидности Земли, её вращение вокруг свое оси и вокруг Солнца; открытие того, что не сердце, как утверждается в Библии, а головной мозг является центром психической (душевной) деятельности человека; об эволюционном  происхождение человека из животного мира; современное учение о Большом Взрыве (Big Bang) и происхождении Вселенной. Такой же  Истинной является утверждение о единой и не повторной жизни человека, об исключительной уникальности личности каждого человека. Такой же Истиной является глубокое постижение результатов философского исследования проблем Онтологии, Гносеологии, Футурологии, Антропологии и так далее.

    Добро - это положительное моральное состояние и оценка поведения (поступка) человека или общества. В него вкладывается сугубо человеческий и социальный  смысл. Добро - это всё то, что идёт на пользу сохранения рода человеческого, на воспроизводство установившегося и проверенного многовековой практикой образа социальной жизни. Это добро может осознаваться как служение Богу, Долгу, Отчизне, но в основе его всегда - интересы рода человеческого.

    Красота  - это  гармония, совершенство, целесообразность в состоянии и процессах человека, общества и природы. Красота всегда воспринимается с точки зрения интересов, потребностей и оценок человека. И только - человека. В высшей степени гармоническое устройство пчёлки нас восхищает. (Ведь пчёлка снабжает нас мёдом!) А такое же ещё большей степени гармоническое устройство таракана (блохи, вошки, осы) нам отвратительно, безобразно. (Ведь эти паразиты да кусаки нам приносят неприятности!) Восприятие увиденной нами и постигнутой красоты сопровождается целой гаммой человеческих чувств, которые получили название  художественного наслаждения (эстетических чувств).

    Справедливость - совокупность вознаграждений и наказаний, которые должны ложиться на судьбу человека в соответствии с её социальным положением, поведением и поступками.

    Перечисленные идеалы находятся в сложном диалектическом соотношении друг с другом. Грубое нарушение или игнорирование любого из этих идеалов обесценивает те или иные стороны жизни человека или общества. Но следует подчеркнуть и запомнить, что одновременное и полное воплощение всех вместе четырёх смысложизненных идеалов философского уровня в жизни человека и общества невозможно. Да-да, невозможно. Постоянное старение и необратимая смертность человека есть Истина. А как совместить эту Истину с  идеалом Красоты,  Добра и Справедливости? Или ещё. Справедливость требует неизбежного наказания за проступок, а Доброта - ставиться к проступку снисходительно, "с пониманием", прощать их. Проповедь всепрощения взята на вооружение христианством. В Евангелии от Матфея есть такое сообщение: "Тогда приступил ко Христу Пётр и спросил: "Господи! Сколько же раз надо прощать брату моему, который грешит против меня? Неужели до семи раз?" Иисус ответил ему: "Я тебе говорю, что прощать надо не до семи раз, а до семидесяти раз по семь!) (18:21-22). В жизни человека, как и в жизнедеятельности общества, ни при каких условиях не может и не должен господствовать только один смысложизненный принцип: "Истина - превыше всего!" (А как при такой доминанте быть с художественными произведениями, которые без вымысла обойтись не могут?  А правильно ли делает врач, когда "врёт" смертельно больному человеку о его диагнозе?   А всегда ли нужна  каждому человеку Истина про обстоятельства своего зачатия и рождения? А нужно ли нам в похоронной речи выкладывать Истину о прошлых неблаговидных  поступках покойника?..). Или - "Красота спасёт мир!" (А сколько зла в мире распространяется через Красоту? Что, красота полячки спасла Андрея в повести Гоголя "Тарас Бульба". А разве среди жриц древней профессии нет красивейших лиц женского пола? Но упаси нас, Боже, от их "спасительной" красоты. Змий, искушая Еву, несомненно, тоже блистал Красотой, оперировал Истиной!). Или ещё: "Пусть погибнет мир во имя торжества Справедливости!" (И где в этом, застёгнутом на последнюю пуговицу,  справедливом миру найдёт приют Добро?) Не может, и не должен!, жить человек и общество только под одним лозунгом: "Добро, Добро, Добро - и ничего кроме Добра!"  Указанные смысложизненные идеалы могут, и должны!, ставать лозунгами жизни в определённое время, в определённых условиях, для определённого места  и в определённом применении. А дело гармонического (или выборочного в определённых условиях) сочетания  Истины, Добра, Красоты и Справедливости всегда возлагается на ответственность каждого человека в частности и на то или иное общество вообще. Мы пришли в мир для того, чтобы в нашей жизни воплотились Истина, Добро, Красота и Справедливость, а как именно осуществлять это воплощение, - всё это возлагается на плечи человека и общества.

     

    б. Личностные смысложизненные идеалы: Вера, Надежда, Любовь и Житейская мудрость (София); Достоинство, Честь, Совесть, Долг; Активность, Смысл жизни, Счастье.

    Идеалы Веры, Надежды, Любви и Мудрости обсуждались в  философии задолго до нашей эры, но только христианство подняло их на пьедестал смысложизненных Идеалов, объявило их библейскими добродетелями. "Без веры нельзя угодить Богу", - писал апостол Павел (К евреям, 11:6). "Праведник живёт верою" (Аввакум. 2:4; Римлянам, 1:17; Галатам, 3:11; Евреям, 10:38). "Вера спасает человека", многократно повторял Иисус Христос (Матфея, 9:22; 17:20; 21:22; Марка, 5:34; 11:23; Луки, 7:50; 8:48; 17:19). Надежду Библия понимает только в плане надежды на Бога (Псалом 38:8; 61:6; 77:7; Деяния 24:15; 1 Иоанна,3:3; Римлянам 5:2-5; 8:19-24; 12:12). "Сейчас пребываю трое: Вера, Надежда и Любовь" (1 коринфянам, 13:13). "Любовь покрывает все грехи" (Притчи, 10:12). "Имейте усердную любовь" (1 Петра, 4:8). "Бог есть Любовь" (1 Иоанна, 4:8). Есть Вера, Надежда и Любовь, но Любовь среди  больше Веры и Надежды (1 коринфянам, 13:1-13). В попытках абсолютизировать идеалы Веры, Надежды и Любви христианство перестаралось и превратило эти идеалы в свою противоположность: веру -  в отказ от разума и принятие за истину явно абсурдных утверждений о непорочном зачатии; о зайце, у которого есть не раздвоенные копыта и он жуёт жвачку (Левит, 11:6; Второзаконие, 14:7); Бога, который один по существу и в трёх лицах; в воскресение уже смердящего покойника (Иоанна, 11:39)... Любовь христианство превратило в любовь к врагам, Надежду -  в беззаботность о завтрашнем дне и подражание птицам небесны, которых сам Бог кормит, и лилиям, которых Бог одевает красивее одежд Соломона (Матфея, глава 6; Иакова, 4:13); уверенность в том, что по словам верующего гора сдвинется со своего места и с шумом ввергнется в море (Матфея, 17:20-21); в ожидание царства Божия и райской жизни только на том свете. Следует сказать, что первоначальное христианство решительно выступало против Мудрости (по-гречески - Софии). Оно говорило, что мудрость - это безумство в глазах Бога (1 коринфянам, 1:19-21; 3:19). Только в 6 столетии христианство под влиянием греческой философии и самой жизни, требовавшей применять мирскую мудрость даже в божественных делах (писать оправдательные трактат в защиту христианства, вырабатывать и формулировать христианское мировоззрение, догматы) признало мудрость (Софию), сочинив легенду о святых Вере, Надежде и Любви и матери их Софии. В этой легенде косвенно признавалось, что именно мудрость является матерью таких библейских добродетелей, как Вера, Надежда и Любовь.

    Из-за христианской трактовки Веры, Надежды и Любовь нехристианская философская мысль решительно отрицала значение и роль идеалов Веры, Надежды и Любви в решении вопроса о смысле жизни человека, всячески противопоставляли Вере - разум и знания; Надежде - упорство и уверенность человека в достижении поставленных целей своими силами; Любви - здоровую ненависть к врагам и всему тому, что унижает человека ("Ударят по правой щеке - подставляйте и левую для битья" - Матфея, 5:39; Луки, 6:29). Но это были крайности, хотя причины этих крайностей объяснить можно. Но Вера, Надежда, Любовь и Житейская Мудрость (София) - это те опорные пункты жизнедеятельности человека и общества, без которых нет ни человека, ни общества. Но в условиях христианской ойкумены приходится уточнять: что такое Вера и какая Вера? какая Надежда? какая Любовь? и какая София?

    Достоинство и Честь - это показатели уважения и самоуважение, незапятнанности личности человека. В этих идеалах формируется личность, которая достойна осмысленного существования. Человек ни при каких условиях не должен терпеть унижения своего достоинства, терпеть пренебрежения своей честью. О каком смысле жизни можно говорить в отношении человека, если ей недостаёт достоинства, у него отсутствует честь?!

    Долг - стержневой идеал в жизни каждого человека. Мы все вместе и каждый в отдельности пришли в этот мир, чтобы осуществить свое предназначение, - выполнить свой долг. Даже утративши своё собственное физическое существование во имя выполнения своего предназначения, своего долга, мы делаем свою жизнь осмысленной фактом её смерти во имя долга. Пренебрежением своим   долгом во имя сохранения жизни, мы только опустошаем свою жизнь, уводя её из смысложизненного пути. За пределами долга нет у человека смысла жизни. Мы пришли сюда, чтобы исполнить свой долг!

    Счастье - это конкретное проявление смысла жизни в его субъективном восприятии; это осознание и чувствование своей собственной жизни, как жизни наполнено смыслом. В чём счастье человека? - Это определяется многими факторами, о которых мы будем говорить в разделе об Антропологии и в разделе о Философской Социологии. На протяжении веков многие счастливые люди поделились  с нами своими определениями и личным пониманием счастья. Мне лично больше всего нравиться определение счастья, которое дал известный советский писатель Николай Алексеевич Толстой. "Счастье, - писал он, - это чувство полноты своих физических и духовных сил в их общественном применении".

    Мы не останавливались на таких Идеалах,  как Активность и Смысл Жизни. Первый из них очевиден. Смысл жизни - не какая-то свернутая в куколку бабочка, которая никак не открывается. Смысл жизни может осуществляться только в активном проявлении  личности каждого человека. Характер этой активности может быть разным, но уйти от активного проявления личности никак нельзя. Если я принялся утверждать себя вопреки всему и вся,  - я активен, я агрессивен. Если я, подобно монаху, послушнику, воину решил отказаться от проявления своей воли и полностью подчинить себя воле святого старца, командира, то это моё решение, это моя активность. Если я ничего не решаю, а плыву по реке обстоятельств, то для меня мою судьбу и мой смысл жизни в своих интересах решают другие. Я - для других. Если я - для других, то зачем же я сам? Что остаётся мне самому, если я достаюсь другим?..

    А идеал Смысла жизни - неисчерпаем по своему содержанию, по своей глубине, по своему многообразию. У каждого человека должно быть представление о своём предназначении, о смысле своей собственной жизни. Если у него нет никаких мировоззренческих идеалов о смысле своей жизни, то у него нет и смысла жизни вообще. Есть только существования без смысла этого существования. Если он приходит к заключению, что жизнь человека вообще и его в частности не имеют смысла жизни, то его жизнь и не имеет смысла. Смысл жизни не подносится человеку на тарелочке с голубенькой каёмочкой. Смысл жизни приобретается, завоёвывается, создаётся, осуществляется. Вне всего этого нет никакого смысла.

     

    в. Общественные смысложизненные идеалы - это совокупность тех идеалов, согласно которым должно строиться и функционировать общество; это те идеалы, в рамках которых должен проявлять себе в обществе человек. Эти идеалы не самодостаточны. Их значение и ценность всегда определяются тем, на сколько они способствуют осмысленной жизни человека данного общества. Содержание этих идеалов, мера их применения на протяжении исторического развития общества изменялись. С вершины сегодняшнего дня мы, учитывая исторические наследия и приобретения,  к таким идеалам зачисляем: Справедливость; Свобода, Равенство и Братство; Гуманизм, Альтруизм, Коллективизм; Активная жизненная позиция.

    Исходя из духа этих идеалов, Организация Объединённых Наций в 1948 году сформулировала и приняла соответствующие параграфы Декларации прав и свобод человека. Эти параграфы получили дальнейшее развитие в последующих  Декларациях  ряда Международных и региональных совещаний.2) 

    Активная жизненная позиция (Деятельность) и Справедливость - это те необъятные составные жизнедеятельности, без которых не может быть какого бы то ни было общества. Уклонение от деятельности в обществе (например, культ уединения монахов; уединение членов некоторых так называемых тоталитарных сект) ведёт к уничтожению общества, а вместе с тем  - и человека. Без деятельности в обществе или для общества человек не может реализовать своё природное, общественное и личностное предназначение. Общество осуществляет себя только в своей внутренней и внешней деятельности. Общество, в идеале, строится на элементах идеала Справедливости. Общество выступает определителем Справедливости и само строится по параметрам Справедливости.

    Идеалы Свободы, Равенства, и Братство (Liberte, Egalite, Fraternite) выдвинуты деятелями Французской буржуазной революции 1789 года. А постулаты Гуманизма, Альтруизма , Коллективизма, Активной жизненной позиции записаны в последней Программе КПСС (1982 года).

     

    Б. Христианские смысложизненные идеалы:

     Христианские смысложизненные идеалы охватываюь всю личную жизнь верующего христианина и существенную, значительную, часть  его общественного поведения. Доминирующее и главное из главнейших среди этих идеалов занимает:

    1. Спасение своей души. Это спасение предлагается и может быть достигнуто в потустороннем, загробном мире. Об этом евангельский Иисус Христос говорил так: «если кто хочет идти за мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следую за мной. Ибо если кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её. А кто потеряет жизнь свою во имя мое, тот приобретет её. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредить? Или какой выкуп даст человек за душу свою. Ибо кто постыдится меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца своего со святыми ангелами» (Матфея, 16: 24-27; Марка, 8:4-38;Луки, 9:23-29).

    2.Непоколебимая вера в существование Бога и во всё то, что говорит об этом Боге или от имени Бога авторитетный священник или проповедник религии.

    3.Отказ ото всех телесных радостей и утех.

    4. Подражание жизни святых, праведников: продать свое имущество, раздать нищим и жить бомжем (Матфея, 19:21;, Марка, 10:20; Луки, 18:22), непрестанно молится, страдать и мучить себя:  переносить насланные болезни, взбираться на столп и жить там, закапывать себя в землю и заводить на теле червей, придерживаться многодневных воздержаний от приёма пищи и так далее и тому подобное.

    5. Терпеть несправедливые издевательства над собой. «Терпением спасайте души ваши» (Лука, 21:19); «Ибо то угодно Богу, если кто, вееря в бога, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, - терпите, это угодно богу. Ибо вы к тому призваны, Потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (І-ое Петра, 2:19-21).

    6. Любить врагов своих. Ударят тебя по правой щеке подставь и левую. Отняли и тебя верхнюю одежду отдай и нижнюю.

    7. Для гарантии спасения своей души не смотри на женщину с вожделением, оскопи себя: «Если член твой соблазняет тебя, то вырви его и выбрось вон» (Матфея, 5: 29-30; 18:8-9; Марка, 9: 43-48). «Оскопи себя ради царства божьего» (Матфей, 19:12).

    8. Покаяние. Все люди происходят от Алама и Евы, которые согрешили перед Богом, покушав запрещенных богом плодов из древа познания добра и зла. Рождаемые от грешных прародителей, все люди – грешники. В Библии написано, что грех новорожденному передается еще при его зачатии (Псалом 50:7). «Всё, что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость жетейская» (І-ое Иоанна, 2:16). «Если не покаетесь, все погибнете» (Луки, 13:3). При чем, за свои грехи, пакости,  которые человек совершает другому человеку или обществу в целом, церковь предлагает каятся и получать соответствующее наказание не от другого человека, не от общества, а от Бога. Это очень и очень нравится всяким прохиндеям. Пакостишь одному и не получаеешь соотвествующего возмездия. Каешься в своем грехе перед богом – и получаешь за свой грех от него прощение, переходишь на постоянное и вечное поселение в раю. По учению христианства, нет такого греха, которого бог не проститл бы кающемуся перед ним грешнику. «Прощать грешника – это профессия Господа Бога», - говорил Марк Твен.

    9 Вера, Надежда и Любовь, о которых мы подробно уже говорили выше, в начальном разделе.

     

    Правда, христианские попы из многочисленных евангельских и церковных идеалов всегда выбирают те из христианских идеалов, которые созвучны менталитету того народа, среди которого они ведут свою иезуитскую пропаганду. Они утаивают от верующизх одни неблагозвучные законы, выставляя на первое место соответственно другие, по-своему перетолковывая третьи. Но ведь это говорят попы от себя. Всего этого  поповского не говорил бог, не говорил Христос, не писалось в общепринятых церковных законах.

    Пример мошенничества попов вокруг христианских смысложизненных идеалов можно прекрасно увидеть на примере попыток современной Московской патриархии предложить народу свои, конечно же – «чистейшей воды» - христианские идеалы.  Познакомьтесь с ними сами. И оцените их сами.

     

    В. Смысложизненные идеалы Московской патриархии

    для русского народа:

     

    Вечные 10 ценностей - основа российской идентичности.

    Источник –  LJTimes от Jan. 27th, 2011 at 11:50,

    См. также – Портал-Credo.Ru от 27 января 2011 года

     

    1. Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Предполагающая достойное место для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений. Согласно этому принципу распределение ценностей – духовных и материальных, созданных трудом людей, должно быть справедливым и заслуженным.
    2. Свобода: Личная, индивидуальная свобода - свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность, независимость, самобытность российского народа.
    3. Солидарность – способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная надклассовая солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
    4. Соборность – единство власти и общества в работе на благо страны и людей. Единство разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества. Нравственная ответственность личности перед ближним и обществом.
    5. Самоограничение и жертвенность – отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества.
    6. Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к его культуре, готовность трудиться ради Родины. 6.Благо человека, его благосостояние и достоинство. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав человека.  
    7. Семейные традиции. Любовь и Верность. Забота о младших и старших.
    8. 

    Комментарии:

    о.Всеволод Чаплин
    Это плод дискуссий, которые мы имели с рядом политических партий, общественных слоев нашей страны. В дальнейшем мы были бы благодарны за реакцию на этот список, что-то, может быть, в него стоит добавить, что-то в нем стоит, очевидно, модифицировать, может быть, что-то из него стоит исключить". Более того, это не плод дискуссии, а всё ещё её предмет. И потому предлагается текст документа обсуждать и комментировать. Если появятся предложения и поправки, они все будут учтены.

    Евгений Енин
    Самое важное, что эти ценности сформулированы для верующих и неверующих, либералов и консерваторов и так далее. Поэтому важны мнения всех, даже атеистов. Но и нужно понимать, что идеологические, вероучительные и иные различия могут влиять на текст документа. А предлагается создать некий универсальный свод. Довольно интересная и нетривиальная задача.

    Ценности-то вроде как нормальные. С такими категориями спорить как с десятью заповедями. Но.

    Ну, любовь я бы поднял выше патриотизма.

    Патриотизм опустил бы, соответственно, пониже, до разъяснения: можно ли любить родину и не любить государство.

    Соборность, кстати, это демократия? Или мы дружно делаем, что велено?

    А «ценность блага человека» - это базовые права человека? Тогда повыше. Справедливость выше прав человека – к репрессиям, примета такая. Хотя, непереводимо, конечно. Видимо что-то из церковнославянского.

    Первое место справедливости, кстати, очень сомнительно, ибо у всех свои о ней представления. ВОСР была очень справедливым мероприятием с точки зрения исполнителей. Как и любой теракт, кстати.

    Самоограничение – приветствую. Хочу посмотреть, как будет исполняться. Как депутаты ГД и члены ЕР ограничат себя в получении ….надцатого миллиарда.

    Солидарность это, по ушакову: Активное сочувствие каким-н. мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений. Ну, то есть, выходи, стройся.

    А где, например, самоуважение? Примат прав личности над государством?

    В целом ценности очень красиво ложатся в молчаливое подчинение власти. Чем тупо Конституция не устраивает, в качестве базовой ценности, даже не знаю. Да хоть Великая хартия вольностей.

    Но в этом даже дело. А в том, что это, как я понимаю, не фиксация текущего рейтинга ценностей большинства, а то, что будет внедряться: «Результатом разговора на конференции станут важнейшие наработки по формированию методологического фундамента мировоззренческих ценностей, отвечающих требованиям времени и способствующих соединению традиций и модернизации, считает политик (Яровая)». (ер.ру) А вот как это будет внедряться я уже не понимаю. Разве что на уроках патриотизма, которыми ЕР пообещала насытить учебную программу старших классов, взамен явно не обязательным математике, физики и пр.

    podosokorskiy
    Как можно любовь ставить на на седьмое-восьмое место? Да и разве главная ценность - это не Христос? Не понимаю, зачем РПц вообще нужен этот список ценностей, согласованный с политическими партиями? Кто у кого перенимает опыт?

    maxim-tovkatch
    Несколько слов о ценностях, которых в списке нет. Где, например, забота о природе и охрана окружающей среды? Какие-то отголоски этой темы можно заметить в описании ценности самоограничения, которая включает в себя "отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру". Как всё это понимать? Как констатацию того, что экологизм сам по себе не свойственен русской культуре? В принципе, похоже на правду. Но не кажется ли церковникам в таком случае, что в настоящее время к основе российской идентичности стоит прибавить кое-что еще? Также бросается в глаза отсутствие в перечне эстетических ценностей и ценности истины. Они тоже не укоренены в историческом опыте российского народа? Мне вспоминается концепция Н. Я. Данилевского, считавшего, что существуют четыре разных основания цивилизации и русская цивилизация отличается от остальных тем, что базируется на всех четырех сразу. Из данного списка подобный вывод никак не следует.

    В заключение отмечу, если РПЦ намерена продвигать свою систему, то помимо указанных моментов стоит обратить внимание еще и на формулировки каждой из позиций списка. Названия шести из восьми пунктов, исключая патриотизм и блага человека, начинаются с буквы "С". Представляется правильным – найти и для этих двух позиций слова с буквой "С" в начале. Тогда в распоряжении церкви окажется "система 8С", являющая благодатным материалом для широкой рекламной кампании.

    sergushka
    Только непонятно, как будут "наказывать" людей, у которых ценности отличаются от церковных.
    На первое место церковь поставила справедливость, на второе - свободу, на третье - солидарность. В России я не наблюдаю ни первого, ни второго, ни третьего. Но зато эти три ценности крайне похожи на всем известный девиз Французской Республики: "Свобода. Равенство. Братство". Свобода осталась нетронутой, равенство представили как справедливость, а братство - как солидарность.
    Четвертой и пятой строчками в своем списке РПЦ явно не обидела себя: на них расположились соборность и самоограничение. Отрицать не буду, в России соборность была всегда. Но это не значит, что нужно стягивать народ на семинары по соборности и проч. (а такие имели место быть)! И тем паче это не означает, что в школах вместо обязательных предметов нужно преподавать религию. Хотя это тоже спорно - как можно преподавать веру? Если веришь - то, наверное, веришь абсолютно. А если нет - значит нет. И учить этому не обязательно.
    Самоограничение - наверное, самая спорная ценность. Однажды меня поразило пересказанное мне выступление одного церковного чиновника, который сказал, что самоограничение никому, кроме вас самих не нужно. Для бога - это нет ничто. Ему все равно, кто сколько есть, кто сколько спит - важна лишь душа и добрые поступки. Вот в чем суть. А как человек не верующий я ограничиваю себя только разумом. И если я хочу пельмени - то я съем пельмени, как-то так.
    А из-за того, что я возьму - и съем эти пельмени в какой-нибудь церковный пост меня как возьмут и объявят лицом, лишенным российской идентичности. Или проведут опрос населения - и выяснят, что половина населения нашей страны в пост едят эти пельмени (что они ко мне привязались?). Это все к тому, что основы российской идентичности как официальный документ не могут просто так взять - и быть принятым. Во всем цивилизованном мире, как правило, проблемы национальной идентичности занимают умы как политиков, так и ученых. Антропологи, социологи, историки - исследуют такие вопросы. Вот как-то так.
    Но активность церкви - это явно неспроста. Кому она выгодна - пока непонятно. Но скоро вектор прояснится, я думаю. Правда, есть одно подозрение, что церковь призвана добить пережитки советской эпохи в головах тех, кто ее еще помнит. Но это лишь одна грань. Как глубоко церковь увязнет в политике - этот вопрос пока открыт.

    nika-kakobyan
    Но большая беда заключается в том, что список отдает явным кощунством. Потому что сам факт внесения вечных ценностей в реестр - это открытое утверждение формы над содержанием. К тому же Чаплин, очевидно, берет на себя функции кого-то, кем не является.

    Второй вопрос в том, что утвержденная антилиберальная соборность заставляет задуматься над политизированностью списка. И не только она. Наверное, без этого не обойтись. В этом свете хочется попросить только не называть озвученные ценности вечными, ибо это ни что иное, как подмена понятий.

    Далее. Если этот список есть основа нашей национальной идентичности, ведь уже по несовпадению в первых двух пунктах премьер и президент отпадают. Не говоря уже о гос.служащих и... да вообще обо всех! Разве не так?

     

     

     

    Г.  Моральный кодекс строителя коммунизма:

    Коммунистические смысложизненные идеалы разработаны марксизмом-ленинизмом в различных аспектах: философском, социальном, историческом, политическом, экономическом, антропологическом, психологическом и моральном. Исходным материалистическим и идеологическом положение в разработке, пропаганде и утверждении своих смысложизненных идеалов марксизм-ленинизм считал способ производства, которые является диалектическим единством производительных сил и производственных отношений. Движущей силой здесь является, конечно, состояние и  уровень развития производительных сил.  «Как общество не может перестать потреблять, -  писал Карл Маркс в своём «Капитале» (Том1, глава 21), - так не может оно и перестать производить».Повторяя классика английской политэкономии Адама Смита, он же утверждал, что источником богатства человека является труд. Трудом человек создаёт все материальные и духовные продукты, потребление которых является непременным условием жизнедеятельности человека и общества. А поскольку это, действительно, так, то коммунизм  считает трудящихся – производителей материальных и духовных благ требует, чтобы производители материальных и духовных благ, а отсюда выдвигает лозунг: «Владыкой мира должен быть труд!». Создатели материальных и духовных благ, следуя коммунистической логике, являются основной и единственной силой производства материальных и духовных благ, следовательно им принадлежит определяющее и безраздельно доминирующее положение в общества.

    Маркс и Энгельс закладывали основы коммунистической идеологии в условиях дикого капитализма. На примере современной Украины мы можем прекрасно видеть особенности этого дикого капитализма. Это беззастенчивое разграбление буржуями-капиталистами (они в Украине велят  называть себя «работодателями - благодетелями дальше некуда) материальных и духовных благ создаваемых не ими; это безжалостная эксплуатация (мизерная зарплата, конвертная зарплата, а то и, просто, невыплата какой бы то ни было зарплаты. Отсюда марксизм-ленинизм требует, исходя из общепринятого библейских требований : «Кто не работает, то и не ест» ликвидировать паразитарный капиталистический строй и утвердить равноправие всех 8граждан-трудящихся. Конечно, капиталисты, буржуи и «работодатели», так просто своей власти трудящим не отдадут, в ряды честных тружеников не побегут. А поэтому к ним нужно применить насилие. «Насилие, - писал Карл Маркс, - является повивальной бабкой всякого старого и негодного обществе, когда оно беременно новым». И еще: «Для того, чтобы коммунистические идеалы воплотились в действительность, надо применить силу». Для этого нужно создать коммунистическую партию, которая возьмет на себя задачу пропаганду коммунистический идей среди трудящихся: рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции. «Идеи, которые овладевают массами, - писал Маркс и Энгельс, - становятся материальной силой». Вот эта материальная сила единства трудящихся и способна революционным путем ликвидировать эксплуататорское обществом вместе с эксплуататорами. В поэме «Двенадцать» Александр Блок эту коммунистическую идею революции трудящихся в январе 1918 году выразил словами:

    Мы на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем.

    Мировой пожар – гори!

    Господи, благослови!

    Совершив Октябрьскую пролетарскую революцию в 1917 году, коммунизм приступил к ликвидации эксплуатации человека человеком и построению коммунизма. В 1961 году в Принятой на 22 съезде КПСС партийной Программе рассмотрен кодекс коммунизма и утвержден его текст. В программе записано:,

    «Моральный кодекс строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС (1961). Моральный кодекс строителя коммунизма включает следующие нравственные принципы:

    1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
    2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
    3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
    4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
    5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
    6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
    7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
    8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
    9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
    10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
    11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
    12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами»

    *                                  *                                *

    Кроме смысложизненных идеалов в менталитете народов в духовной жизни личности и общества, в философской и религиозной  мысли в других сферах духовной жизни сформулированы антиподы смысложизненных идеалов их называют пороками, преступлениями, грехами, аморальными явлениями. Обо всем этом мы поговорим в отдельной статье.

    10 февраля 2011 года.

     

     

     



    Другие новости по теме:

  • Философская пропедевтика ч.II
  • Философская пропедевтика
  • Теорема о смысле жизни
  • Теорема о смысле жизни человека
  • Программа курса по Философии


    • Комментарии (4):

      #1 Написал: Андрей (Гости | 0/0) - 10 февраля 2011 14:04
        - Это спасение предлагается и может быть достигнуто в потустороннем, загробном мире.
        Опять ложь! Где вы видели или слышали в учении Иисуса о загробном мире. Кому это вы пишете? Кто Евграф Каленьевич умер и вернулся что бы рассказать о загробном мире.
        То что вы заметили это у лжецов от религии, то это не означает что такие утверждения вы найдете в учении Христа и его последователей. (почитайте Сковороду, публицистику Толстого...) Многие люди видят и знают эту ложь и всегда знали, только люди эти к тому же утверждают истину, а вы как дитя малое, не можете отойти от отходов религии, ну смердит и пусть смердит, придет время сами уберут, вы для себя познайте в чем же рациональность, логика учения Христа, которое не смотря на такое извращение не исчезло, но продолжает жить и обращать взоры людей к Его постати. И не лгите, ну это просто не красиво, тем более для того кто подписывается: профессор Д.

        #2 Написал: Den_Ao (Посетители | 0/0) - 10 февраля 2011 15:08
          Андрей! Ну Вы и нахал!! Христос признавал и проповедывал существование загробного мира, в котором есть ад, в котором грешники будут вечно плакать и скежетать зубами (Матфей,2:18;13:42-50; 23:13;24:51;25:30; Луки, 13628). Об существовании ада и рая евангельских Иисус говорит в своей притче о богаче и Лазаре (Лука, глава 16). Умирая на кресте, Иисус пообещал благочестивому разбойнику, что тот сегодня же (очевидно после смерти на кресте) будет со Христом в раю. Автор Откровениие Иоанна Богослова не мыслит себе отсутствие небесного (послесмертного, загробного) ада и рая... Да таких мест множество. Надо читать Библию, а не мнение о Библии Толстого и Сковороды. - Нашёл авторитетных специалистов по Библии. Толстой не признавал ни загробного мира, ни воскресения Христа, чего не скажешь о Сковороде. Индефферентные иссследователи, как Ренан и ему подобные. твердо установили, что Христос по вопросам загробного мира был близок к фврисеям, признававших ад и рай, а не к саддукеям, которые это всё отрицали. Правда, церковные попы из слов Христа об аде и рае сделали прибыльную для себя сказочку. А поскольку ты, Андрей
          - человек верующий, но не церковный, - то и ругай себе попов. Атеизм тебе не по зубам. Ты ни до атеизма, ни до научно-атеистического мышления не дорос. Кишка у тебя тонкая...
          Да что это я взялся просвещать нахального и невежественного пустомелю? Наберись, Андрей, мужества, оцени качество и меру своих знаний, скажи себе знаменитое сократовское: "Я знаю то, что ничего не знаю". А после этого наберись знаний и тогда дерзай открывакть рот на старого-престарого профессора, опытного и преопытного богослова и философа.
          Здравомыслия тебе и долгих лет жизни! Хотя бы по моей мерке проживи...
          Е.К.

          #3 Написал: steklodelzzc (Посетители | 0/0) - 10 февраля 2011 20:28
            Андрей = Andrej = Андрій у нас на форуме.
            Кому интересно: http://www.forum.sotref.com/index.php?/topic/87-besedi-s-andreem/
            Известный флудер, получивший вчера бан на 10 дней.
            Продлеваю на месяц за создание еще одного двойника.

            #4 Написал: Den_Ao (Посетители | 0/0) - 11 февраля 2011 10:17
              Дулуман.
              Андрей/Andrej! Впредь не пиши никаких комментиарией на атеистические, религиоведческие или религиозные статьи. У тебя сумеречные знания и сведения обо всем этом. В результате ты как будто умышленно пишешь, как говорил Пётр І, "дабы дурь твоя всем видна была".
              Ты предлагаешь/требуешь, чтобы я вёл с тобой открытую дисукссию по темам Христа и Бога. Ты убеждён, что твой покойный Учитель передал тебе самое верное-верное, справедливое-справедливое учение Иисуса Христа. Ты со своим невоскресшим Покойником создали, мол, новую, объединяющих всех, христианскую религию/церковь/секту. Но таких сейчас уже существует 2.000. Откуда у тебя такое сумасшедшее убеждение, что все эти вместе и поодиночке христианские церкви/секты глубоко ошибаются и только твоя никому неизвестная христианская "объединительная" религия является истинно христианской религией? И как, о чём это я, убеждённейший атеист и антихристианин, буду с тобой дискуссировать? Ты ещё ничего не создал, а те 2.000 уже созданы и существуют, их и о них знают верующие и неверующие. С ними, этими 2000 поодиночке, есть о чем говорить, есть с кем говорить. А ты при этом "сер, беден и одинок" (Псл, 21:21; 24:16; Екклезиаст, 4:8).
              Вот будет у тебя хотя бы 10.000 единоверцев, вот тогда и поговорим.
              Но усли тебе уж так не терпится, то обращайся за взаимным разговоров ко мне не через комментарии, а по адресу моей электронной почты - dylyman@voliacable.com. От таких, как ты, я ежедневно получаю письма. На интересные я отвечаю публично на сайте, другим - лично, но большинство только прочитываю. Твои письма, в крайнем случае, обязательно прочту. А на большее ты только рассчитывай.
              Е.К.

                  Оставить комментарий:

                • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
                  • Ваше Имя:

                  • Ваш E-Mail: