Календарь

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



  Популярное





» » Заповеди Моисея

    Заповеди Моисея


     

     

     

     

     

     

    10 заповедей Моисея

     

    (Оригиналы, церковная редакция и истолкование)

     

     

     

     

     

    Владимир Королев написал на сайт СОТРЕФ.КОМ письмо следующего содержания:

     

     

    ----- Original Message -----

     

    From:

     

    To:

     

    Sent:

    Thursday, July 05, 2007 11:49 PM

     

    Subject:

    Вопрос по Ветхому завету...

     

     

     

    Здравствуйте, уважаемый Евграф Каленьевич!
     

     

    Пишет Вам Владимир Королев, член  Атеистического Общества Москвы. Желая Вам крепкого здоровья и полного счастья, позвольте задать Вам вопрос, как кандидату богословия и религиоведу. Дело в том, что Вы, как человек, знающий оригинальные тексты Ветхого завета и работающий с ними, один (из тех людей, кого я знаю, пусть даже и заочно) можете ответить на мой вопрос аргументированно. Вот здесь, http://www.ateism.ru/articles/10zap.htm в статье Димьян пишет по поводу 10 заповедей, так называемого "декалога". Пишет он, что первый вариант заповедей, бывший на скрижалях, которые разбил Моисей, был впоследствие заменен на другие, когда Яхве сделал дубликат скрижалей. И этот второй вариант утвердил уже в качестве заповедей, обязательных к исполнению. Первый же вариант, судя по библии, был Яхве отменен. Отсюда возник у меня вопрос: почему же первый, отмененный вариант заповедей, упоминается все время религиозниками и вообще преподносится, как верх морали. Если Вас не затруднит и будет свободное время, могли бы Вы ответить: что говорит богословие по этому поводу, а так же иудейская и христианская традиция. И главное: почему "отмененный" вариант заповедей имеет легитимно

    е существование в христианской церкви.

     

    С уважением – Владимир Королев.

     

     

     

      Ему отвечает Евграф Дулуман:

     

    Уважаемый Владимир Королев!

     

    В Библии десять заповедей Моисея излагаются в трёх вариантах. Первый вариант Моисей разбил. Второй    Вариант, по словам Библии, вторично написан Богом на скрижалях, изготовленный самим Моисеей. Этот вариант – и только этот вариант – называется в Библии декалогом (десятисловием). Первый и второй варианты 10 заповедей излагаются в Библейской книге «Исход». Третий раз сказанные Богом ранее 10 заповедей повторяются в книге «Второзаконие».

     

    Заповеди всех трех варинатов учитываются и строго соблюдаются только в иудаизме. Но иудаизм не выделяет как-то отдельно эти 10 злополучных библейских заповедей. Он поддсчитывает и насчитывает в пятикнижии Моисей (в Торе) 613 заповедей, из которых 248 заповедей утвердительных (что надо делать) и 365 – запретных (что запрещается делать).

     

    Христианство выделяет 10 заповедей из числа всех заповедей, но излагает эти заповеди в своей редакции, которая полностью игнорирует второй вариант. Проповедники христианства чрезмерно преувеличивают значение библейских 10 заповедей. Но они по многим параметрам поступаются аналогичным морально-правовым заповедям других религий. В них нет даже центральной и непременной заповеди, призывающей трудиться.  К тому же, библейских – как старозаветные, так и новозаветные – заповеди являются вторичными, поскольку позаимтствованные из моральных учений других религий и философских систем. Своим содержанием библейские заповеди поступаются заповедям религий предшествующих, а еще больше – моральным системам, которые были созданы и утверждены в обществе после появления иудаизма и христианства, независимо от иудаизма и христианства.

     

    Вот как в Библии выглядят 10 заповедей Моисея:

     

     

     

    Десять заповедей Моисея

     

    Десять заповедей Моисея (Десятисловие, Декалог) изложены в Б иблии в трех местах:  в Исходе, 20:1-17; в Исходе, 34:1-26 и во Второзаконии, 5: 1-25. Первый и третий варианты заповедей близки друг другу, а второй – во многом не соответствует первому и третьему варианту.

     

     

    Исход, 20: 1-17

    И изрек Бог все слова сии, говоря:

     

     

    Исход 34, 1-26

    И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.

    И сказал [Господь]:

    Второзаконие, 5:1-25

    И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Он [тогда] сказал:

     

     

    I . Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

     

    I . Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их.

     

    I.Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

     

    II . Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

     

    ΙΙ . Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.

     

    II . Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

     

    III . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

     

    III . Не делай себе богов литых.

    III . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

     

    IV . Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

    IV . Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.

     

    IV . Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

     

     

     

     

     

     

    V .  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

     

     

    V . Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай;

     

    V . Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

     

    VI . Не убивай.

     

     

    VI . Пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.

     

    VI . Не убивай.

     

    VII . Не прелюбодействуй.

     

     

    VII .Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.

    VII . Не прелюбодействуй.

    VIII . Не кради.

     

     

    VIII . И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года;

     

    VIII . Не кради.
     

     

    IX . Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    IX . Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.

     

    IX . Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

     

    X . Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

     

    X . Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. Не вари козленка в молоке матери его.

    X . Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

     

     

     

     

     

     

    .

     

    И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.

    И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие

    Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.

     

     

     

    Православная церковь дает такое изложение и ист олкование библейского Десятисловия:

    Десять заповедей Закона Божия

    1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

    2. Не сотвори себе кумира* и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

     

    * Примечание: Во всех католических учебниках и катехизисах вторая заповедь о «кумирах» пропущена, чтобы не смущать верующих культом поклонения иконам, скульптурам и прочим изображениям бога, ангелов и святых – Е.Д.  

     

    3. Не приемли* имене Господа Бога твоего всуе.

    * Примечание: Поскольку в православной церкви злоупотребляют произнесением имени Господа Бога, – во время богослужения предписывается произносить имя Господа Бога и три раза подряд, и десять раз подряд, и сорок раз подряд, – то священнослужители «не произноси» переводят и истолковывают верующим   как «не принимай». В иудаизме в соответствии с третьей заповедью верующим евреям не разрешается не только произносить слово «Бог», но и писать его – Е.Д.

     

    4. Помни день субботный*, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

    * Примечание: По распоряжению императора Феодосия христианская церковь в соответствии с традицией римской империи с конца IV столетия объявила выходным и праздничным днем   вместо субботы (День Сатурна) воскресенье (День Солнца). А поэтому   верующим эту заповедь преподносят как «Помни день воскресный». –Е.Д.

     

     

    5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

    6. Не убий.

    7. Не прелюбы сотвори.

    8. Не укради.

    9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

    10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. *

    Примечание: В католической церкви 10-ая заповедь разделена на две заповеди: а) Не прожелай жены искреннего твоего и б) Не пожелай дома ближнего твоего… - Е.Д.

    Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях*, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.

    Примечание: В православной церкви на первой скрижали пишется 4 заповеди, а на второй – 6. В католической и униатской: на первой скрижали Три (без второй) заповеди, а на второй – 7(сделано две из 10-ой заповеди). В иконописном изображении пишутся цифры: « IV» и « VI» у православных; « III» и « VII» у католиков – Е.Д.

     

    Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: " возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф. 22, 37-40).
     

     

    Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, - " Им мы живем, и движемся, и существуем" (Деян. 17, 28).

    Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: " Кто говорит: "я люблю Бога", а брата (т. е. ближнего ) своего ненавидит , тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит" (1 Иоан. 4, 20).

    Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.

    Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляема в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т. е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) (Иоан. 15, 13). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т. е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Матф. 10, 37-38).

    Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатью. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.

    Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним - в последних шести заповедях.

     

     

     

     

     

     

     


    Другие новости по теме:

  • 10 заповедей Моисея
  • Кодексы морали01
  • Тора призывает к геноциду
  • Нагорная проповедь Христа как серцевина христианской морали
  • Кодексы морали02


    • Комментарии (6):

      #1 Написал: Андрей (Гости | 0/0) - 10 февраля 2011 13:38
        Ну и вам не стыдно Евграф Каленьевич? Взрослый человек, а публично, открыто врете. Как же иначе можно ваше утверждение назвать как не ложь на истину.
        -Заповеди всех трех варинатов учитываются и строго соблюдаются только в иудаизме.
        Ну где!! где?? дорогой профессор вы видели в истории, или видите сейчас, что бы иудаизм исполнял заповеди Моисея? Где и когда это было? Где исполнение в иудаизме, хотя бы самой простой и понятной заповеди "не убий".

        Я мог бы вам по каждому вашему предложению в этой, впрочем как и в каждой работе показать заблуждение, ложь, клевету, но вы избегаете публичного разговора со мной. Каждый мало-мальски разсудительный человек увидит эту очевидную ложь, с которой вы начинаете свою работу.
        А для верующих напомню слова нашего учителя, обращенные к представителям иудаизма: Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? От Иоанна 7.19

        #2 Написал: Den_Ao (Посетители | 0/0) - 10 февраля 2011 15:31
          Андрей! И как это Вы позволяете себе говорить о совести, которая дично у Вас и не ночевала. Вы говорите о соблюдении заповедей Мойсея иудеями, понятие не имея ни о законах Моисея, ни о его заповедях, ни об иудаизме. Иудея все законы Торы очень стараются исполнять. А вот христиане нет. Чтут христиане субботу так, как написано в книгах Моисея? Они попрали эту заповедь, написанную собственноручно богом на скрижалях. А заповедь не произхносить имя Бога всуе? Тоже святотатственно попирается христианами, в том числе и вами, Аедрей, лично.
          Прежде чем изливать в комментариях свое невежество, хотя бы прочитали мои примечания к тексту 19 заповедей Моисей. Что? И на это ума не хватает?
          А о дискуссиях с Вами, что сказать? С ВАами еквозможно ни соглашаться, ни опровеергать. У Вас нет не за что уцеепится, поскольку мысли здравые, содержательные Вам никогда в голову не приходить. Возмущение и вонючий ругательный пронос от Вас идёт. Что я могу на это сказать? Только стоит закрыть себе нос.
          Е.К.

          #3 Написал: Андрей (Гости | 0/0) - 10 февраля 2011 17:29
            сообщение удалено - флуд

            #4 Написал: steklodelzzc (Посетители | 0/0) - 10 февраля 2011 20:29
              Андрей = Andrej = Андрій у нас на форуме.
              Кому интересно: http://www.forum.sotref.com/index.php?/topic/87-besedi-s-andreem/
              Известный флудер, получивший вчера бан на 10 дней.
              Продлеваю на месяц за создание еще одного двойника.

              #5 Написал: Andrej (Гости | 0/0) - 10 февраля 2011 21:16
                сообщение удалено - флуд

                #6 Написал: Юрмй (Гости | 0/0) - 13 сентября 2014 18:12
                  Пустое дело воевать в спорах предвзятостей. Смысл Иудаизма в подготовке среды вочеловечения Бога. Те иудеи, кто понял это, стали христианами.

                      Оставить комментарий:

                    • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
                      • Ваше Имя:

                      • Ваш E-Mail: