Календарь

«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 



  Популярное





» » » Велик Господь, создавший эволюцию

    Велик Господь, создавший эволюцию


    Людмила Улицкая [1]

    Велик Господь, создавший эволюцию
    [ Единой точки зрения нет ни по одному из фундаментальных вопросов мироздания ]

    В ту эпоху, когда материализм был взят в России на вооружение официальной идеологией, теория происхождения видов занимала чуть ли не монопольное место в нашем мировоззрении. Теперь сама научная антропология, кажется, нуждается как в оправдании, так и в некотором переосмыслении. Во всяком случае, критика классической дарвиновской теории все громче звучит со стороны креационистов. Своим видением этой проблемы делится Людмила Улицкая – писательница, а также кандидат биологических наук, которой не чужды вопросы религии и веры.

    – Людмила Евгеньевна, в последнее время в России общественная дискуссия о несовершенстве классической теории происхождения видов приобрела особую остроту. В частности, можно слышать критику восходящей к Дарвину теории эволюции из уст креационистов. Может ли человечество достигнуть какой-либо общепринятой точки зрения относительно своего происхождения?

    – Я не думаю, что для человечества важно достичь в вопросе о происхождении человека единого мнения. Гораздо более важно достичь такого положения вещей, при котором существуют несколько точек зрения, но их сосуществование – мирное. Дело в том, что неверующие люди тоже веруют. Их вера заключается в том, что Бога нет. Это вопрос аксиоматики: какую из совершенно недоказуемых установок мы выбираем.

    Другой существенный момент заключается в том, что одно и то же явление может быть описано разными способами. Самый яркий пример – наличие двух подходов к объяснению явления света – корпускулярной и волновой теорий. В одних случаях удобнее пользоваться одной теорией, в других – второй.

    Теория эволюции в том виде, как ее понимал Чарльз Дарвин (между прочим, основное его открытие касается происхождения видов, выживания наиболее приспособленных, естественный отбор), устарела, современные ученые-эволюционисты это прекрасно знают. Но ее слабые места никак не обесценивают саму идею об органической и биологической эволюции.

    Единой точки зрения до сегодняшнего дня нет ни по одному из фундаментальных вопросов мироздания. Те, кто считают, что истина в какой-то области может быть полной и окончательной, останутся сидеть на той самой черепахе, которая возит плоскую Землю по Мировому океану. Если им там хорошо, пусть сидят. Но пусть не воюют с теми, кто дерзает на научное исследование. Они имеют право верить в ДНК и даже исследовать ее.

    – Можно ли сказать, что главным объектом критики эволюционной теории происхождения человека со стороны креационистов на сегодняшний день является монопольное положение дарвинизма в научной антропологии? Есть ли альтернативные научные подходы?

    – Я боюсь, что я сильно отстала по части современных научных теорий и могу лишь говорить об общих установках. Видите ли, когда я изучала генетику, в учебнике по медицинской генетике было описано около 20 заболеваний. Тогда последним достижением в этой области (ну, предпоследним!) было выяснение природы синдрома Дауна. Обнаружили, что это заболевание возникает в результате переноса небольшой части хромосомы из 23-й пары. Это научное достижение казалось чудом. А сейчас, 35 лет спустя, расшифрован практически весь геном человека.

    Теория эволюции, не опирающаяся на достижения генетики, это всего лишь зачаток современной науки. Дарвин был добросовестный естествоиспытатель, очень внимательный и тщательный, и ему удалось заметить то, чего другие до него не замечали. Но он не был создателем теории эволюции. Идеи эволюции возникли гораздо раньше. В зачатке подобные идеи высказывались еще в античные времена, в частности Демокритом. Была сформулирована мысль о происхождении более совершенных форм жизни от менее совершенных.

    Эволюционистские идеи, между прочим, высказывал и дедушка Дарвина, врач Эразм Дарвин. Можно, конечно, считать, что Дарвин был эволюционист по наследству.

    Еще до Дарвина первая теория биологической эволюции была выдвинута Жан-Батистом Ламарком. Знакомство с этой теорией вдохновило Осипа Мандельштама на написание одного из шедевров – стихотворения "Ламарк".

    Теория эволюции отражает еще более глубокую идею об иерархичности мира. Многие мировые религиозные системы, в том числе и христианская, признают иерархичность мироустройства. Вопрос лишь в том, до какого предела доходит смелость мыслителя.

    Идет много дискуссий и споров относительно механизмов эволюции, но в научном мире, насколько мне известно, сам факт эволюции не подвергается сомнению.

    Известная мне альтернативная идея о жизни как космической инфекции (смотрите целую серию книг Ситчина, но вообще-то таких книг множество) не дает нового решения старого вопроса, а лишь переносит действие первого акта драмы на некую отдаленную площадку.

    – Можно ли считать распространение в России радикального креационизма, основанного на буквальном понимании библейской истории Творения, рецидивом средневекового религиозного сознания?

    – Боюсь, что да. Те тексты, которые мне попадали в руки, поражают косностью мышления их авторов, заведомым отказом от диалога. Буквальное прочтение библейских текстов ведет к катастрофе сознания. Если понимать библейские тексты буквально, отрицать образную систему, метафору, попадаешь в такие дебри противоречий и нестыковок, что приходится использовать изощренное хитроумие и изворотливость, чтобы примирить между собой все неувязки разных текстов.

    – Креационистская версия происхождения видов дана в Откровении, тогда как научно-антропологическая версия постоянно претерпевает изменения. В чем их сила и слабость?

    – Я очень люблю эти первые страницы Ветхого Завета, где описывается акт Творения. Эта грандиозная поэма о семи днях. Описанная последовательность возникновения мира, разворачивания этой дивной картины прекрасно согласуется с научными данными о геологических и биологических процессах, которые шли на протяжении миллионов лет. Но ведь в Библии сказано: "У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2-е Посл. Петра, 3:8). А, может, как миллион?

    Нет никакой слабости в этом описании. Слабость заключается в мышлении людей, которые слишком буквально понимают священные тексты. А также в яростном желании быть держателями истины. Джордано Бруно сожгли на костре, и это был не самый сильный аргумент защитников христианской мифологии об устройстве мира.

    – Насколько возможно сосуществование материалистического и религиозного мировоззрений в самом научном сообществе?

    – Нет такой проблемы в современном мире. Она существует только как историческая. Сегодня гораздо актуальнее созидание системы цельного знания, в котором нет грубого разделения на "материальное" и "духовное", нет твердой границы между "живым" и "неживым", между Творением и эволюцией. В конце концов, кто мешает нам рассматривать весь материальный мир как Божью глину, из которой создана наша Вселенная. И как это хорошо, даже гениально придумано!

    Я, бывший биолог, могу добавить к этому только одно: каждый раз, когда я смотрела в микроскоп – старинный бинокуляр или современный электронный, – я замирала от красоты, целесообразности и избыточности, загадочности и совершенства картины. Велик Господь, создавший эволюцию…

    – Можно ли совместить преподавание дарвинизма или теории эволюции и преподавание основ религии в школах?

    – По моему мнению, надо преподавать весь цикл биологических наук, включая и теорию эволюции, а также и курс религиоведения, который давал бы детям представление о разных религиозных концепциях происхождения мира, жизни и человека. Собственно говоря, одна такая книжка уже существует. Это книга Анастасии Гостевой "Большой взрыв и черепахи", первая книга из только что вышедшей в издательстве "ЭКСМО" детской серии "Другой, другие, о других". Там как раз сопоставляются многие из мифологических представлений с научными. 

    Что же касается уровня общественной дискуссии по этому поводу, то очень часто он бывает таков, что вспоминается бессмертный Алексей Константинович Толстой: "И раввин, и капуцин одинаково воняют". Цитата безукоризненна по своей политкорректности – ни слова об архимандритах.  

    Марк Смирнов
    "НГ-РЕЛИГИИ"
    2 августа 2006 г.


    [1] Людмила Евгеньевна Улицкая (род. в 1943 г.) – писатель-прозаик, сценарист. В 1963 году окончила биологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 1993 году опубликовала первую книгу рассказов. Лауреат премий Медичи (1996) и Smirnoff-Букер (2001)



    Другие новости по теме:

  • Свяященник-дарвинист
  • Критика исламского креационизма
  • Против фашизма и насилия
  • Опасность креационизма
  • Обезьяний_Процесс.ru: Эволюция мастдай!


    • Комментарии (1):

      #1 Написал: Екатерина (Гости | 0/0) - 19 ноября 2007 19:58
        "...бессмертный Алексей Константинович Толстой: "И раввин, и капуцин одинаково воняют"..."

        Простите, но это Гейне. А.К.Толстой сказал другое:

        "Правда ль это, что я слышу?
        Молвят овамо и семо:
        Огорчает очень Мишу
        Будто Дарвина система.

        Полно, Миша! Ты не сетуй.
        Без хвоста твоя ведь ....,
        Так тебе обиды нету
        В том, что было до потопа.
        ...
        Да и в прошлом нет причины
        Нам искать большого ранга,
        И, по мне, шматина глины
        Не знатней орангутанга."

            Оставить комментарий:

          • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
            • Ваше Имя:

            • Ваш E-Mail: