Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



  Популярное





» » Фундаментализм и просвещенцы

    Фундаментализм и просвещенцы


    Фундаменталисты и просвещенцы

    Религия, церковь, попы живут и процветают в меру невежества людей. Но в среду воцерковлённых нередко заносит и людей просвещенных. «Просвещенных» - в том смысле, что они, прежде всего, принимают культурный и научно-технический прогресс, у них подлинные научные знания, которые они принимают, «ничтоже вопреки глаголя» [1] . Нередко таких людей мутными потоками личной и социально-политической жизни заносит в среду «воцерковлённых» [2] . Очутившись «не там», они остаются просвещёнными  людьми с присущими им научными знаниями. Наука, как общеизвестно, навязывается человеку силой своей доказательности, убедительности. Религия и наука, конечно, и по духу, и по своему содержанию несовместимы. Но, оказавшись «не там», где им по своему естеству положено быть, такие «воцерковлённые», чтобы психологически сохранить себя в комфортном состоянии, начинают совмещать несовместимое: науку и религию, мракобесие и просвещенность, гуманизм и теоцентризм [3] . Как им такое удаётся – это уж как кому «Бог на душу положит». Среди «воцерковлённого» просвещения царит невообразимый хаос мнений, размышлений и мировоззрений. Зато фундаментализм всегда монолитен. Фундаменталисты в силу своего кондового невежества или в силу своего поповского положения в церкви всегда твердо стоят на том, что написано в Библии, что принято на Вселенских соборах IV VII столетия, что написали «святые отцы» да что предписывает «авторитетный» священнослужитель или живой «подвижник». Фундаменталистам не угрожает психологический дискомфорт и раздвоение. «Блажен, кто верует – тепло ему на свете» (Грибоедов). Они блаженствую в своём невежестве. Да и как им не блаженствовать, если Библия пишет, «святые отцы» свидетельствуют, а поп именно так глаголет в своих проповедях?!

    В результате, церковные фундаменталисты ненавидят «воцерковлённых» интеллигентов и рационалистов, как говорится, «на дух их не переносят». А «воцерковлённые» просвещенцы всуе пытаются посеять «доброе, светлое, вечное» (Некрасов) в среде шкурных и «душою Богу предана» [4] (А.С. Пушкин) фундаменталистов. Но фундаменталисты не сдаются. И не думают сдаваться, поскольку во главе самого кондового фундаментализма стоит Проверенный Богом и КГБ матёрый доносчик на своих сослуживцев патриарх Алексий Ридигер, по кличке Азазель-Дроздов.

    В какую форму выливается противостояние   фундаменталистов и просвещенцев в среде православия хорошо показано в предлагаемой ниже статье Романа Лункина.

     

     

     

     

     

    Роман Лункин.

     

    ЦЕРКОВЬ И БИОЛОГИЯ.

    Православные фундаменталисты выступают за буквальное толкование Библии,

     а ученых обвиняют во лжи

    Отношения Церкви с научным сообществом складываются в России далеко не просто. Символом их сложности стало письмо десяти академиков РАН президенту РФ, которое появилось летом этого года, по поводу опасности клерикализации общества. Тогда известные деятели науки затронули фактически лишь две проблемы – обязательного внедрения "Основ православной культуры" и введения государственного стандарта "теология" для того, чтобы богословы могли защищать кандидатские и докторские диссертации. Однако это только верхушка айсберга. Споры уже давно ведутся не только вокруг содержания различных учебников по православию, но и вокруг учебника по биологии. При «чем борьба ведется не столько против дарвинизма и теории эволюции, которые давно уже понимаются учеными всего мира не так примитивно, как их излагают некоторые верующие, сколько против других православных, не согласных с желанием отвергнуть науку вообще.

    Борьба православных креационистов и православных же "эволюционистов" развернулась вокруг учебника Сергея Вертьянова (настоящая фамилия – Вальшин), кандидата физико-математических наук, "Общая биология" для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе (М.: Свято-Троицкая лавра). В учебнике указано, что он издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мы оставим ученым разбираться в том, была ли на самом деле эволюция и как она происходила, и обратимся к идеологической подоплеке спора.

    Основным оппонентом Вертьянова стала Галина Муравник, биолог-генетик, проректор по учебной работе Библейско-богословского института апостола Андрея и бывший сотрудник Отдела катехизации и религиозного образования Московской патриархии. Муравник разрабатывала свои авторские программы и обладает благодарственными грамотами от главы отдела архимандрита Иоанна (Экономцева). Она публично выступала с критикой основных положений учебника Вертьянова в Интернете и, в частности, в эфире православного радио "Град Петров". Жаркие споры вокруг содержания "Общей биологии" начались еще в 2006 году, но осенью 2007 года Сергей Вертьянов прислал письмо в адрес ректора Библейско-богословского института о том, что он подает в суд на Галину Муравник за клевету в публичном выступлении. По словам Муравник, Вертьянов, физик по образованию, допустил в своем пособии множество "глупых ошибок на уровне школьной программы". Помимо этого, целый ряд положительных рецензий докторов и профессоров, указанных в учебнике, оказались, по словам Галины Муравник, ложными. В настоящее время Сергей Вертьянов запугивает Муравник, как отмечает она сама, судебным процессом, так как после ее выступлений его книги перестали брать для продажи в церковных лавках и магазинах, хотя многотысячные тиражи книги Вертьянова уже развезены по всей России. Учебник распространяется также в странах СНГ, Европы и Америки.

    Этот конфликт показателен тем, что впервые в открытой и непримиримой дискуссии столкнулись представители двух богословских направлений, по-разному воспринимающих эволюцию. Галине Муравник ближе богословское обоснование научных данных, а не их отрицание. К примеру, для Тейяра де Шардена или отца Александра Меня, как и для многих его современных последователей (сторонников так называемой телеологической эволюции), эволюция природы – это процесс восхождения и преображения творения, своего рода "инструмент" в деснице Создателя.

    Вертьянов представляет то богословское направление, которое ближе к протестантам-евангелистам фундаменталистского толка, буквально трактующим текст Священного Писания. Православные фундаменталисты, в том числе и автор "Общей биологии", группируются вокруг миссионерско-просветительского центра "Шестоднев", который возглавляет протоиерей Константин Буфеев, кандидит геолого-минералогических наук. Девиз центра весьма красноречив: " Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание - преподобный Ефрем Сирин". Среди заявленных целей центра борьба с другими католическими и православными богословами занимает даже большее место, что борьба просто со светскими эволюционистами: "Особое значение в работе "Шестоднева" уделяется богословской и научной полемике с различными проявлениями эволюционизма – дарвинизма, неодарвинизма, учения Тейяра де Шардена, прот. А. Меня и др." Помимо этого, Вертьянова поддерживает православный образовательный портал "Слово" в лице его главного редактора иеромонаха Августина (Заярного).

    Для оценки креационистского учебника в 2005 году была создана специальная методическая комиссия при Отделе катехизации и религиозного образования, но отдел, по словам Муравник, занял нерешительную позицию. В марте 2006 году Муравник опубликовала развернутую статью с критикой Вертьянова. Она справедливо заметила, что ни один серьезный ученый не признает того, как описывает мир креационист: "творение мира Богом в представлении креационистов осуществлялось ровно 6 календарных дней, каждый продолжительностью 24 часа. При этом Господь занимался творением всего "видимого и невидимого", так сказать, лично. Что касается человека, то он, по мысли креационистов, был сотворен в буквальном смысле из куска глины ("праха земного") и оживлен дыханием Господа. Происходили все эти события 7,5 тыс. (!) лет назад и заняли всего одну рабочую неделю". По мнению Муравник, "креационизм – это тяжелая аллергическая реакция некоторой части западных христиан-протестантов на дарвиновскую модель". Помимо массы фактических ошибок в учебнике Вертьянова, Муравник раскрыла ноу-хау Вертьянова – ложные рецензии подписаны придуманными из головы фамилиями ученых, примерно похожих на настоящие фамилии ученых с такими же регалиями. По поводу благословения Патриарха Муравник отмечает: "На первой книге Вертьянова "Очерк естествознания" напечатано благословение Патриарха. Однако о его происхождении Вертьянов не без некоторых колебаний сообщил следующее: оно получено от старца Наума из Троице-Сергиевой лавры. Однако стоит заметить, что он все-таки не является предстоятелем РПЦ". Муравник полагает, что секрет быстрого распространения учебника Вертьянова в простоте подхода и в фантазии автора.

    Тем не менее, допустим, что Галина Муравник предвзято относится к Вертьянову. Существует еще целый ряд рецензий на учебник по "Общей биологии". Например, есть развернутая научная статья профессора С.Г.Мамонтова, действительного члена Международной академии наук (кстати, академиком этой академии является и протоиерей Константин Буфеев), академика РАЕН, лауреата премии президента РФ в области образования. Надо сказать, что профессор Мамонтов, судя по его рецензии, был шокирован прочитанным им в пособии Вертьянова и долго не мог придти в себя. Прежде всего, он опроверг безапелляционные заявления автора о том, многие известные ученые поддерживают креационизм. Затем Мамонтов приводит список ошибок и нелепостей, который намного более велик, чем у Муравник, которая, вероятно, вначале пожалела Вертьянова.

    Православный креационизм стоит того, чтобы лишний раз улыбнуться: " Пестичные цветки автор называет мужскими, а тычиночные — женскими! Перечисление в одном ряду зайцев, грызунов, белок (с. 288) "возводит" беличьих (семейства в отряде грызунов) в ранг отряда. В тундре автор обнаруживает "плодородную почву с богатым и питательным растительным покровом" (с.303). "У человека фаланги пальцев ног сросшиеся", — пишет он (с. 246). Из текста на с. 208 следует, что земноводные имеют чешую... На с. 212 читаем, что до грехопадения людей самки комаров питались соком растений, поскольку в них, возможно (!), содержался гемоглобин. Потрясенные, надо полагать, грехопадением людей, самки бросились пить кровь млекопитающих… Между прочим, из приводимых утверждений прямо следует вывод о неравноценности рас человека! (с.  265)…"

    Профессор Мамонтов справедливо замечает, что обоснования, приводимые Вертьяновым из священного Писания и творений святых отцов, должны анализировать богословы и религиоведы, а никак не исследователи-биологи, генетики и т.д. По словам профессора, "православные святые — люди благочестивые, занятые постом и молитвою, — могут служить для нас образцом высокой нравственности, но не экспертами в конкретных вопросах естествознания".

    Ответы на критику со стороны креационистов более эмоциональны и скорее направлены лично против Галины Муравник. Впрочем, в частности, отец Константин Буфеев честно и прямо выражает свою позицию в комментарии на статью Муравник. По его мнению, "ни Дарвин, ни Шарден, ни Мень, ни их преемница Муравник – не веровали в Бога Библии, сотворившего мир за 6 дней". Оценка Шаредна и Меня у отца Константина также уничтожающая: "Тейяр де Шарден – не христианин, а пантеист, отрицающий сотворение, искупление и Страшный суд. Его последователь протоиерей Александр Мень в своих многократных высказываниях также выражал мнение не святоотеческое, но вполне еретическое, антиправославное". Подробно мнение отца Констатина Буфеева изложено в его книге "Православное вероучение и теория эволюции", которая, слава Богу, не является пока школьным учебником.

    Креационисты в своих ответах на критику не стараются отстоять научную составляющую. Научность учебника их по большому счету не интересует. В статье Сергея Вертьянова частично признаются претензии Галины Муравник по поводу неоднозначной позиции рецензентов (осталось непонятным, были ли они вообще). Кроме того, автор признает, что гриф Министерства образования РФ учебник не смог получить в силу "засилья дарвинизма". Для Вертьянова важно другое: "Буквальное прочтение необходимо: иначе как понять, что написано, о чем рассуждать, на чем строить фундамент мировоззрения. В любом случае, из дебрей материализма в тонкую символику не впрыгнуть, да и святые отцы таких кульбитов не советуют: навернувшихся на этом предостаточно. Пусть дети просто прочтут хотя бы начало Священного Писания в 10–11 классе, они сами решат, буквально это понимать или иным способом. У них есть родители, педагоги, духовники и собственный разум, они понимают все не хуже нас с вами. Цитаты святых отцов в учебнике даны полные, они идут отдельным приложением, так что всякое манипулирование исключено".

    Между тем, такое буквальное прочтение Библии в сфере науки для естественников, биологов, генетиков и т.д. сродни "Новой хронологии" академика А. Т. Фоменко, который объявил о том, что древнюю историю придумали авторы Средневековья, или "Хроникам Амбера" Роджера Желязны. Это интересная точка зрения, религиозно окрашенная и превращающая изложение биологического пути человечества в мифологию.

    Ситуация, сложившаяся вокруг вертьяновского учебника, во многом абсурдна. Православные фундаменталисты вполне имеют право выражать свое мнение, в том числе и в рамках учебников. Однако Православная Церковь является многообразным организмом, в котором представлены самые разные направления, в том числе и предлагающие христианское объяснение постепенного становления человечества и всего живого на земле. Стремление сделать фундаменталистскую биологию обязательной в школах, представить ее как позицию РПЦ МП – скорее, показатель культуры православного сообщества, в данном случае консервативного. Во-первых, оно развивается вне связи с научным миром и в противостоянии с ним. Во-вторых, фундаменталисты стараются навязать свои взгляды безо всякой общественной или узко научной дискуссии. В-третьих, это делает вообще бессмысленным вопрос о православном креационизме как части науки, превращает такую "общую биологию" в идеологический памфлет. То же самое, кстати, произошло и с учебником по "Основам православной культуры", подобная ситуация складывается со стандартом "теология". Устоявшейся богословской научной традиции еще нет, а люди уже кричат о том, чтобы их признали учеными и представителями истинной науки. К чему нас приведет такая эволюция?

    Источник – www .credo .ru    

    08 ноября 2007 года.

    Время -15:15



    [1] «Ничтоже вопреки глаголя» - слова произносимые кандидатом в архиереи на предложение ему епископского сана.

    [2] «Воцерковлённые» - это те, которые не только называют себя, к примеру, православными,   и по традиции были в младенчестве крещены, но и в определённой мере выполняют предписываемые православными правила «благочестивого» поведения: хотя бы раз в месяц посещают церковное богослужение, раз в год причащаются, знают минимальный набор (3-5) молитв и - что особенно важно для попов – своими рессурсами поддерживают житые-бытие служителей несуществующегно Бога.

    [3] Теоцентризм – мировоззрение, в центре которого стоит и всегда доминирует Бог.

    [4] О современной Александру Сергеевичу Пушкину   церковной фундаменталистке молодой графине Орловой писал:

    «Благочестивая жена

    Душою Богу предана.

    А грешной плотию –

    Архимандриту Фотию».

    И ещё в эпиграме «Разговор архимандита Фотия с Орловой»:

    «Внимай, жена, моим глаголам.

    Я телом стар, но млад душою.

     - Но что ж ты делаешь со мною?

    - Я тело в душу превращаю!»



    Другие новости по теме:

  • О религиозном и светском преподавании биологии в школе
  • Креационизм школьникам
  • Свяященник-дарвинист
  • Опасность креационизма
  • Антидарвинизм как симптом умственной деградации


    • Комментарии (0):


      redvid esle